Философские размышления в лирических отступлениях романа А. С. ПУшкина «Евгений Онегин»
В свое время критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах.
В образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека. Среди лирических отступлений автора о природе, любви, жизни, литературе и искусстве особенно выделяются философские размышления. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет.
Крупицы мудрости рассыпаны по всему произведению. Думаю, что они очень актуальны и сегодня. Замечания автора очень емки и точны: Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей: К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей. Во второй главе романа автор рассуждает о распространенном пороке XIX века — эгоизме.
Эгоизм Онегина приводит к гибели восторженного Ленского, отвергает искреннее чувство Татьяны. И сегодня найдется немало примеров того,
Жажда славы любой ценой, холодный расчет помогли ему добиться успеха, но, в конечном счете, привели к пропасти. Мудро рассуждает автор о человеческих страстях. Он благословляет и тех, кто изведал их жар, и тех, кому страсти были незнакомы. Пушкин утверждает, что человек больше любит наблюдать за чужими страстями, чем испытывать их сам.
Автор выступает в романе знатоком человеческой души, знатоком закономерностей жизни. С насмешкою автор осуждает пороки света: Разврат, бывало, хладнокровный Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян. Повествуя о жизни матери Татьяны, Пушкин рассуждает о силе привычки.
Многим людям привычка, в самом деле, заменила чувство: Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. Пушкин задумывается о быстротечности человеческой жизни. Признается в том, что не заметил, как ему исполнилось тридцать лет.
В романе можно найти немало философских рассуждений на тему юности и старости. Автор справедливо замечает, что в жизни происходит постоянная смена поколений. Новое неминуемо придет на место старого, утверждает поэт. На этом вечном круговороте и построена жизнь.
Ключевым в романе является философское отступление в 9 и 11 строфах 8 главы. Здесь автор рассуждает о двух жизненных линиях человека. Первый путь — традиционный, путь большинства, путь посредственности. Автор описывает его с иронией: в двадцать лет молодой человек — обычно блестящий франт, в тридцать — выгодно женат, в 50 — у него большое семейство. И только поэтому все говорят о нем — «прекрасный человек».
Автор показывает и другой путь — путь немногих, ярких, смелых личностей. Для них жизнь — не просто обряд, расписанный по десятилетиям. Они не забыли мечты юности, не приняли жизненный холод: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя в ней Ни общих мнений, ни страстей Думаю, автор прав. Жить не задумываясь, следуя за большинством — не лучший путь.
Метко автор говорит об общественном мнении. Думаю, что оно во многом влияет на человека, часто негативно. Мы совершаем некоторые поступки, оглядываясь на других. Пример тому в романе — дуэль Онегина и Ленского.
Герой мог предотвратить гибель друга, но он испугался того, что о нем подумают в свете. Мнение пустой толпы оборвало жизнь человека: И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот, на чем вертится мир. Таким образом, в своих философских размышлениях, автор поднимает вечные вопросы чести и долга, смысла жизни, места человека в этом мире.
Мудрые замечания поэта не потеряли своей актуальности и по сей день.