Фантастические мотивы и ситуации в произведениях В. В. Маяковского
Мощь, сила, энергия, оригинальность и красота — все эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество В. В. Маяковского. Этот поэт был новатором во всем: в художественных образах, языке, ритмике, приемах выразительности. Маяковского трудно читать — так непривычен глазу и уху его стиль. Но, в то же время, читать произведения этого поэта, погружаться в их мир, на грани реальности и сна, очень интересно.
В художественном стиле Маяковского можно выделить несколько основных приемов изобразительности. К ним, без сомнения, относятся гипербола,
Герой врывается к самому Господу Богу с просьбой оставить на небе звезды, хотя бы одну звездочку: «чтоб обязательно была звезда!» Герою жизненно необходимо знать, что на небе существуют звезды. Это знание поддерживает его, помогает чувствовать себя не таким одиноким. Звезда на небе — это путеводная звезда в жизни героя.
Безусловно, это метафора чего-то светлого,
Чтобы передать всю ее значимость, а также связь этого образа с чем-то духовным, Маяковский вводит фантастическую ситуацию в свое стихотворение. Стихотворение 1915 года «Вот так я и сделался собакой» построено на фантастическом сюжете. Лирический герой, чувствуя свое нервное, «злое» состояние, выходит на улицу: «Нервы, должно быть… Выйду, погуляю».
Но и на улице герой не может прийти в себя. Знакомые люди вызывают у него лишь раздражение. И вот постепенно он начинает превращаться в собаку.
Сначала у героя появляется клык, затем — хвост, в финале он становится на четвереньки и начинает лаять. Знаменательно, что на лирического героя, непохожего на других, нападает яростная толпа: И когда, ощетинив в лицо усища-веники, толпа навалилась, огромная, злая, я стал на четвереньки и залаял: Гав! гав! гав! Воплотив в буквальном смысле слова выражение «злой, как собака», Маяковский очень точно выразил душевное состояние своего лирического героя: его одиночество и противостояние дикой толпе. Послереволюционное творчество В. Маяковского также насыщено фантастикой.
Например, стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» , посвященное теме поэта и поэзии, описывает знакомство лирического героя с солнцем: В окошки, в двери, в щель войдя, валилась солнца масса, ввалилось; дух переведя, заговорило басом… Знакомство героев перерастает в теплую дружескую беседу. Они выясняют, что между светилом и поэтом очень много общего. Оба они несут свет людям, разгоняют мглу.
В итоге лирический герой делает вывод: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца! Часто Маяковский использует фантастику в своих сатирических произведениях.
В этом плане поэт продолжает традиции русской классической литературы. Вспомним хотя бы Гоголя или Салтыкова-Щедрина с его «Историей одного города». Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» герой долгое время не может добиться «аудиенции» у чиновников. У него складывается ощущение, что это — очень занятые, почти неуловимые люди. Они постоянно на каких-то непонятных заседаниях.
Разъяренный, однажды герой врывается в зал заседаний. Его изумленному взору открывается следующая картина: И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая?
Оказывается, чиновники изобрели новый способ сделать свою работу более эффективной. Они разделились на половины, поэтому успевают посетить вдвое больше заседаний! На фантастической ситуации строится и сюжет сатирической пьесы Маяковского «Клоп». Герой комедии, Присыпкин, попадает в будущее, на 50 лет вперед. Там его размораживают и пытаются адаптировать к жизни.
Но Присыпкин не желает жить и приносить пользу в «светлом будущем». Здесь еще больше раскрывается его подленькая, мещанская натура. Герой полностью олицетворяет собой образ, фигурирующий в названии пьесы — образ клопа.
Фантастика — один из излюбленных приемов Маяковского. С его помощью он раскрывает проблемы, волнующие его, более наглядно и образно доносит до читателя свои мысли, идею произведений.