Эволюция мировоззрения Достоевского
Мировоззрение, творчество и сама жизнь Федора Достоевского сотканы из самых крайних противоположностей. Литературоведы отмечают, что в течение творческого пути мировоззрение Достоевского изменялось, и это отразилось в его произведениях. В раннем периоде он ощущал влияние романтизма и сентиментализма, перешел от традиций натуральной школы к углубленному психологизму.
Второй период — переходной — разочарование в идеях социалистической утопии, приход к антигерою, герою-бунтарю. Третий период — это расцвет творчества, когда писатель
Некрасов после прочтения романа «Бедные люди» говорит Белинскому: «Новый Гоголь явился!» С 1847 года Д. сближается с Петрашевским. Он разделяет в этот
После каторги, солдатской службы Достоевский вырабатывает свой собственный взгляд на задачи русского образованного сословия, получивший название «почвенничества». Он показывает, что социалисты взяли у христианства идею братства, но поставили эту идею в прямую зависимость от экономического строя. Достоевский говорит, что к христианскому братству надо стремиться через духовное очищение каждого человека независимо от условий его жизни вопреки влиянию среды.
Писатель упрекает социалистов в утопичности их теорий. В «преступлении и наказании» Раскольников — антигерой, он стал рабом, иступленным служителем своей теории. Герой не только в разладе с современным обществом, но и несет в себе его болезни. Его увлекает антихристианская идея «сверхчеловека»,которому «все позволено». А вот в следующем романе — «Идиот» — Достоевский показывает нам «обновленного Раскольникова» — «исцелившегося» от гордыни Мышкина, носителя «положительно-прекрасного» идеала.
Роман «Идиот» — эксперимент писателя над дорогой для него «почвеннической» идеей. Замысел романа скрыто полемичен: Достоевский хочет доказать, что учение социалистов о бессилии единичного добра, о неисполнимости идеи «нравственного самоусовершенствования» .Герой Достоевского в этом романе верит в спасительную миссию православия. А в романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович показывает, как набирает силу разобщение, рвутся связи между людьми.
Стихии распада и разложения в романе противостоит могучая жизнеутверждающая сила, которая есть в каждом, но с наибольшей последовательностью и чистотой она воплощается в старце Зосиме и его ученике Алеше. Содержанием своих романов и повестей Достовский отстаивал активную, просветляющую мир силу христианского жизнестроительства. Он считал, что православие призвано духовно направлять и облагораживать жизнь людей.
И в этом утверждении Федор Михайлович опережал свое время.