Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский из комедии Н. Гоголя «Ревизор»

В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии.

Таким образом, противостояние главного героя Чацкого и «фамусовской Москвы» было изображением происходящих в стране процессов. Противники Чацкого — это «свет»,

высшее московское дворянство. Это «тузы», как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга. Нет!

Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: «Балы дает нельзя богаче». Неким предводителем этого общества является Фамусов. Таким образом, комедия Грибоедова описывает события перед 1825-м годом. Но вот проходит примерно 10 лет, почти эпоха, так как за это время произошло многое: восстание декабристов, период реакции, смена царя и, как следствие, режима.

И выходит в свет произведение Гоголя,

ставшее впоследствии бессмертным, — пьеса «Ревизор». Эта комедия также отражает нравы общества… И что же получается?..

Ничего не изменилось! «Дома новы, но предрассудки стары». Перед нами опять московское общество, хотя и перенесенное в глубинку, перед нами опять образы чиновников и городничих, которые служат не за совесть, а только чтобы начальство было довольно. В этих пьесах есть образы, которые можно сравнивать, так как они являются своеобразными «лидерами» описываемых обществ — это Фамусов и Городничий.

Добродушный и хлебосольный, каким он может показаться в беседе со Скалозубовым в начале пьесы, Фамусов груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Он заигрывает с молоденькой служанкой, хотя хвастается своим «монашеским поведением». Он навязывает Скалозубу свою дочь самым откровенным образом: Дай бог здоровья вам И генеральский чин; а там Зачем докладывать бы дальше Речь завести о генеральше?

Городничий так же ведет себя. Он груб со своими подчиненными, не боится их обидеть . Но вот появляется «ревизор» Хлестаков, и человека обходительнее, чем Антон Антонович, не сыскать во всем свете. Вот как он начинает разговор с «ревизором»: «Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений; Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить свою минуту.

Моя обязанность помогать проезжающим». Правда, он не пытвется свести свою дочь с Хлестаковым, но за него это делает жена. А Фамусов в IV действии «Горе от ума»!

Как он вершит суд и расправу, как распоряжается судьбами своих слуг! При разговоре со Скалозубом, он и слова подбирает мягкие, льстивые: «дорогой», «батюшка», «любезный человек». А в IV действии? «Чурбан», «тетеря», «не финти», «за святцами зевать».

Городничий же также не боится обзывать своих подчиненных. Но самое главное, что остальной народ города, который не входит в его ведомство и ради которого он, по сути, и сидит на данной должности, для городничего только «дрянь» и «рвань». Вот понимание Фамусовым того, как следует ценить знакомства, родню: «…Я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском». А Городничий в Действии 3, Явлении 6? Напоив Хлестакова, он с ужасом выслушивает его «исповедь» о том, какие известные люди стоят в очередь на прием к «ревизору». Городничий проникается беспредельным уважением к Хлестакову только потому, что тот знает влиятельных, блестящих людей, а не потому, что он сам интересен или достоин почитания.

Может быть, Фамусов — хороший управляющий в казенном месте? Нет. Молчалин несет на подпись деловые бумаги: в них есть противоречие и «многое не дельно». А Фамусов?

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. И вместе с тем он убежден, что много трудится: «Нет отдыха, мечусь как словно угорелый / По должности, по службе хлопотня…». Таков же и Городничий. В Явлении 3, когда он узнает о том, что ревизор уже 2 недели живет в плохой гостинице, он правдиво и точно обрисовывает положение в своем городе: «Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники!

В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!

Позор! поношенье!» Но он также не задумывается, что все эти безобразия — это его вина. Он уверен, что делает все для своего города. Ни Фамусова, ни Городничего по настоящему не заботит ни судьба дочерей, ни служебные дела.

Они боятся в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» . Таким образом, в данных образах писатели обличили чинопоклонство света, недальновидность и ограниченность чиновников.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский из комедии Н. Гоголя «Ревизор»