В чем смысл испытания Базарова любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1861 году. В этом произведении великий художник поднял глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлел реальные жизненные конфликты, раскрыл суть идейной борьбы между основными общественными силами в России начала 60-х годов XIX века. Центральной фигурой романа, впервые в литературе, стал главный герой русской жизни 60-х годов, деятель освободительного движения в России — демократ-разночинец Евгений Базаров. Это человек твердых и бескомпромиссных убеждений, человек
Он экспериментатор, враг абстрактной науки. Он страстно увлечен медициной, работает не покладая рук. «Нигилист, говорит о нем Аркадий Кирсанов, — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров пренебрежительно относится к искусству, чувствам человека, к красоте природы и ее воздействию на чувства. «Природа не храм, — говорит Базаров, — а мастерская, и человек в ней работник». Герой не верит в любовь, отрицает ее существование, утверждая, что это все «романтизм»
Он обладает способностью влиять на других людей, подавлять их своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения с Одинцовой, автор тонкими штрихами показывает, как меняется герой. Свое нарастающее чувство Базаров сначала с напускной развязностью прикрывает небрежными репликами об Одинцовой: «На остальных баб не похожа», «… эта госпожа — ой-ой-ой…», «у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Но при Анне Сергеевне герой чувствует смущение. На следующий день ему досадно, но, превозмогая себя и храбрясь говорит преувеличенно развязно.
Позднее, находясь в усадьбе Одинцовой, Базаров иронизирует по поводу ее аристократизма, но чувствует себя неловко, краснеет. Вскоре он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание и полностью погружается в мысли об Анне Сергеевне. Тургенев так говорит о переменах, происшедших в герое: «В Базарове, к которому Анна Сергеевна очевидно благоволила, хотя редко с ним соглашалась, стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало…» В любви и «разбивает» его Тургенев, но разбивает так, что живой, из крови и плоти, Базаров оказывается на голову выше своих же ошибок и крайностей мысли. Полюбив Одинцову, он понял, что здесь дело не в «ощущениях». В конце концов, Евгений со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви: «…я люблю вас, глупо, безумно…
Вот чего вы добились». Сильное, глубокое чувство оказалось неподвластно его собственным теориям. Базаров страдает вдвойне не только от неразделенной любви, но и оттого, что колеблется система его взглядов, на которую он до сих пор так уверенно опирался. В то же время в его отношениях с Одинцовой обнаруживается неожиданный на первый взгляд парадокс.
Хладнокровный, насмешливый, презирающий «романтизм» Базаров оказывается способным на большое чувство, в то время как утонченная дворянская барыня, которую «удивляют» суждения Базарова-материалиста, оказывается холодным, рассудочным существом. Она боится нарушить сложившийся порядок своей жизни, потерять привычный покой и душевный комфорт. Здесь уже речь идет не просто о нравственном превосходстве демократа-революционера, но и о силе его страстей, богатстве его духовного мира. Одинцова отвергла любовь Базарова.
Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, выражаясь его собственным словом, «рассиропился». Он поступился многими своими убеждениями и взглядами. В его словах и мыслях появляются нотки пессимизма, грусти и уныния. Герой говорит о тщетности человеческой деятельности. Даже попытка заняться наукой не уничтожила его меланхолические мысли.
В последних главах романа Базаров так и не преодолевает в себе чувства злости, опустошенности, досады и тоски, вызванных неудачной любовью. Сильный герой окончательно сломлен, но не хочет в этом сознаться. Находясь в состоянии подавленности, Базаров решает, тем не менее, участвовать в медицинской практике своего отца, что и приводит его к случайному заражению и смерти. Слова Базарова в конце романа, обращенные к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампадку, и пусть она погаснет…» — последний романтический аккорд героя. Тургенев выполнил свой замысел: он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью.
Таким образом. Тургенев показал несостоятельность позиции Базарова. В своем романе он развенчивает теорию нигилизма. Человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью.
Отрицая все это, человек сам обрекает себя на смерть. Это мы видим на примере судьбы Евгения Базарова.