Индивидуализация и дифференциация контроля знаний учащихся
Индивидуализация и дифференциация контроля знаний учащихся.
Дифференцированный подход в обучении — это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Одна из важнейших задач, стоящих передо мной, — совершенствование системы проверки и
Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые мной с целью объективного подхода к решению этой проблемы.
Для осуществления контроля и коррекции знаний и умений учащихся мною разработана и апробирована система разноуровневого контроля и оценки знаний,
Все формы и методы контроля и проверки знаний, используемые мной на уроках, предназначены для активизации усвоения учебного материала, осуществления индивидуального подхода к учащимся, разработки и постепенного совершенствования определенной системы повторения и закрепления учебного материала.
На уроках проверки и оценки знаний я широко использую тестирование. Тесты составляю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику. Они предназначены для осуществления текущего и итогового контроля.
Каждое задание имеет свой оценочный балл. Задания, оценивающиеся в один балл, проверяют основной, базовый уровень по данной теме, остальные задания рассчитаны на более свободное владение материалом программы. При разработке заданий я учитываю необходимость проверки многих элементов содержания тем: фактов, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей и т. д. Задания я составляю таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания темы на разных уровнях: есть вопросы, где от учащихся я требую воспроизвести полученные знания, есть и такие, где необходимо применить знания в новой ситуации для объяснения какого-либо географического явления.
Другая форма контроля знаний — проверочные работы. Материал в проверочной работе распределен в основном по возрастанию степени сложности. Степень трудности вещь достаточно условная, зависящая от уровня класса в целом, поэтому я могу корректировать уровень сложности, обеспечивая уровневую дифференциацию.
I уровень — репродуктивный, учащиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют задания по образцу. Эта часть задания должна быть посильна каждому ученику. Учащийся, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку.
II уровень — аналитико-синтетический, где задания ориентированы на базовый уровень усвоения и учащиеся должны самостоятельно делать вывод. Эта часть задания должна быть посильна каждому ученику. Учащийся, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную оценку. Задания этого уровня требуют переноса знаний в новые, более сложные условия, установления новых связей, умений привести свой пример.
Выполнение этих заданий обеспечивает ученику более высокую оценку — «хорошо».
III уровень — продуктивный, в нем учащиеся получают трудные, но интересные задания. При составлении, я учитываю, чтобы учащиеся работали не механически, а могли делать обобщенные выводы, выявляя причинно-следственные связи. Задания этого уровня требуют проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объеме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение учащийся получает оценку «отлично». В задание может быть включен и пятый вопрос, оцениваемый отдельно.
В исключительных случаях его выполнение может быть перенесено во внеурочное время. Учащийся, выполняющий такое задание вне урока, а оно расценивается как самостоятельное дополнительное, может получить еще одну отметку.
Такие работы дают свои положительные результаты. Учащиеся I уровня пытаются выполнять задания II уровня сложности, а учащиеся II уровня решают III уровень. Следовательно, используя уровневую дифференциацию проверки ЗУН, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей учащихся.
Но самое главное условие — каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определять, задания, какого уровня сложности им выполнять, что приводит к стремлению здорового соперничества.
Есть еще один способ дифференциации — по времени выполнения задания. В этом случае на выполнение одного и того же задания учащимся третьей группы дается меньше времени, чем учащимся первой и второй групп. Оставшееся время используется на углубленное изучение материала или его применение в новых условиях.
Если учащиеся во время самостоятельной работы испытывают затруднения, то со стороны учителя правомерно применение наводящих вопросов, ответы на которые толкнут учащегося на выбор верного способа решения.
Карточки — задания, я использую для проверки знаний и умений учащихся с 5 по 11 класс. Они составлены на основе учебных программ, которые отражают базовый минимум содержания географического образования, II и III уровни базовый минимум + задания творческого характера.
При составлении карточек-заданий я ориентируюсь на современные тенденции развития образования, и в первую очередь на такие, как: — индивидуальное развитие учащихся .
Большое внимание я уделяю умению учащихся самостоятельно работать с источниками географической информации : с географическим атласом, контурными картами, дополнительной географической литературой, статистическим материалом и т. д.
Использование различных карточек — является одним из видов индивидуальной проверки знаний, умений и навыков. Такая работа дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному выполнению домашнего задания. Вероятность и частота проверки знаний значительно возрастает, а это еще и возможность увеличения количества оценок.