Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Судьба многих произведений Булгакова трагична: они не были напечатаны при жизни автора и нашли своего читателя лишь через десятилетия. Такая участь не обошла и фантастическую повесть «Собачье сердце». Цензура запретила повесть к печати по причинам весьма обоснованным: произведение было названо острым памфлетом на современность.
Несомненно, повесть чрезвычайно политична и остро социальна. И композиция, и образы главных героев — все призвано выразить точку зрения автора, его мнение о социальном и государственном устройстве. Итак,
Стоит вспомнить его разграничения между «господином», «товарищем» и «гражданином». Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из «Аиды», не любит жестоких людей. У него есть свое мнение по поводу «свободы воли». В целом, мы можем сказать, что рассуждения Шарика весьма близки к рассуждениям если не интеллигентного, то здравомыслящего человека. Во второй части повести перед нами уже не Шарик, а чудовище.
Можно сказать, что перед нами восставший Клим Чугункин, чьего воспитания,
При этом, как мне кажется, автор высказывается не против пролетария как такового, а против той неприятной и бесполезной толпы бездельников, которых революция вынесла на поверхность. И не удивительно, что в ней оказалось немало пьяниц и тунеядцев, желающих разделить чужое добро, нажитое честным трудом. Тем более что со стороны государства подобное мародерство было узаконено и даже приветствовалось.
Не случайно в темном мозгу Шарикова социальная справедливость равнозначна ложному дележу: «Взять все и поделить… А то что ж: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет». Интересно, что даже при подобных рассуждениях Шариков выставлен скорее жертвой, а не палачом. Ведь у «неразумного» животного есть наставник — Швондер. В лице последнего Булгаков высмеивает еще один тип человеческого характера.
Псевдореволюционер Швондер на деле заботится лишь об удобном местечке для себя. Нахлебник «правого» дела, он только и мечтает не работать, а разжиться за счет других. Подобная позиция, к сожалению, была, есть и остается присущей человеческой натуре во все времена. Просто иногда для швондеров наступают наиболее счастливые эпохи. Мысленно Булгаков выступает на стороне интеллигенции, которая представлена в повести профессором Преображенским и доктором Борменталем.
В повести мы видим совершенно иное, не искаженное, изображение интеллигентного человека, которое не соответствовало социальному литературному заказу того времени. Если дворянин — значит, непременно низкий, жадный, бездельничающий человек. Такой образ создавался на протяжении многих лет официальной советской литературой. Интеллигенция Булгакова — это люди труда и высокой нравственности. Профессор Преображенский — светило мировой медицины, трудоголик.
Его воспитание не позволяет ему опускаться до уровня Шарикова. Подобное противопоставление Шарикова и Преображенского весьма ярко иллюстрирует авторскую позицию по поводу животрепещущей тогда темы — интеллигенции и народа. Важнейший вывод вложил Булгаков в уста Преображенского.
Актуальные в двадцатые годы двадцатого века, эти слова написаны будто бы и про наше время: «Что такое эта ваша разруха? … разруха сидит не в клозетах, а в головах!» Безусловно, время все расставило на свои места. И рассудило М. А. Булгакова, которого теперь мы проходим в школе, и его цензоров, фамилии которых навсегда канули в Лету. Рассудило время автора и его героев, показав, кто прав, а кто виноват, показав, что каждый должен иметь право на собственное мнение, особенно если этот каждый — писатель, призванный владеть умами людей. В итоге завет великого русского писателя, оставленный нам в повести «Собачье сердце», удивительно прост и, вместе с тем, необыкновенно гениален: «Человек не должен ни при каких обстоятельствах терять человеческий облик!»