Анализ текста Л. Рубинштейна «Если вся школа закукарекает»
Автор в данном тексте рассуждает о свободе и нравственности, об их сочетании, взаимопроникновении и сосуществовании. Главная мысль, тезис Рубинштейна сводится к тому, что границы свободы одного человека постоянно соприкасаются с границами свободы другого. Найти компромисс, мирно сосуществовать, не ущемляя своих прав и прав другого, могут помочь только личные качества человека.
Это и тактичность, и чувство меры, и интеллигентность, чуткость и так далее. Никакие этические и юридические законы здесь не будут действовать. Чтобы нагляднее
Это фрагменты передачи, виденной им когда-то, случаи из жизни самого Рубинштейна и его знакомых. Это наиболее доступный и наглядный материал, который близок и понятен огромному количеству людей, той массовой аудитории, на которую и был нацелен автор. Его статья предназначена для «массового» читателя — читающих и думающих людей, размышляющих о своей и окружающей жизни, проблемах, стоящих перед ними. Стиль статьи — публицистический. Автор делится своими мыслями, хочет донести до аудитории основной тезис своего выступления.
Но все-таки,
Заключение демонстрирует точку зрения автора на ее. Можно сказать, что оно содержит тезис. Основная же часть текста — это аргументы, перемежающиеся с небольшими авторскими комментариями. Аргументы расположены весьма логично и помогают развитию авторской мысли. Первый пример напоминает читателю, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
И нужно это учитывать и уважать других людей. Второй аргумент как бы противостоит первому, рассматривает его с другой стороны — значит, нужно быть терпимым к мнению и желанию другого, взаимно уважать друг друга. Третий же пример, по которому и назван текст, говорит, что никогда «вся школа не закукарекает».
То есть, как мне кажется, никогда не будет перейдена граница ни в сторону тотального хамства, ни в сторону вселенского взаимоуважения. Всегда будет что-то посередине с небольшими отклонениями в ту или другую сторону. Как и в любом публицистическом тексте, в данном тексте важна роль языковых средств, которые нацелены на усиление впечатления, на произведение определенного эффекта, на убеждение читателя, привлечении его к дискуссии, спору. В тексте много разговорной лексики и оборотов . Автор использует много риторических вопросов, сравнений , эпитетов . Особую роль в данном тексте играет метафора.
Можно сказать, что на этом приеме построен весь текст: пример с «кукарекающей школой» метафоричен. Он выводит нас на мысль о том, что «все не закукарекают» и победит «золотая середина». Кроме того, метафора активно участвует в формулировке основной мысли автора — «границы нашей свободы все время трутся, иногда высекая искры, о границы свободы чужой», «бессильны механизмы». Данный текст, помимо того, что он талантливо изложен и мне было интересно его читать, заставил меня задуматься над важными и значимыми проблемами.
Что есть свобода? Что такое нравственность? Каковы границы свободы каждого человека?
И где та грань, которую непозволительно переходить каждому нормальному человеку, независимо от того, по «какую сторону» свободы он находится? Кроме того, меня заставила задуматься последняя фраза текста: «А опыт свободы едва ли представим без самой свободы». Здесь Л. Рубинштейн выступает как гуманист и демократ, провозглашающий ценность и необходимость свободы. Ведь эта категория является важнейшей в человеческой жизни.
В этом я полностью согласна с автором.