Анализ стихотворения «Три пальмы»
Во всех своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов призывает людей к размышлению, но чаще всего автор выражает свои чувства одиночества и скрытой печали, свое тяготение к иному миру, миру фантазий и мечтаний. И в стихотворении «Три пальмы» поэт ставит перед читателями всеми волнуемый вопрос о смысле бытия. В песчаных степях аравийской земли, средь раскаленного песка и знойного ветра, росли три пальмы.
Их широкие зеленые листья хранили родник от знойных лучей и летучих песков. Оазис в пустыне все вокруг оживляет своим видом. Однако
К оазису подошел богатый караван. И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей. Казалось бы, наконец — то пальмы принесли пользу людям.
Однако у караванщиков совершенно иной взгляд на жизнь, им важен лишь собственный комфорт. Не задумываясь, люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис, чтобы провести всего одну ночь у костра. Утром люди покинули оазис, оставив
Создатель не может желать зла своим творениям, и именно Он дает каждому свое предназначение. Однако гордые пальмы посмели усомниться в Его справедливости, они не довольствовались тем, что имеют. Своеволие порой приносит много бед.
К сожалению, пальмам не было дано постигнуть этот смысл, как некоторым людям не дано понять ценность чужой жизни. Многие люди жалуются на свою судьбу, проклиная все и всех, но вскоре каждый рано или поздно приходит к одному: все, что ни делается, все к лучшему. Образ караванщиков ассоциируется с образом людей, не умеющих ценить чужую жизнь.
Будь то жизнь человека, животного, растения или хотя бы маленькой букашечки, любая жизнь бесценна, и каждый в этом мире имеет свое предназначение, которое, казалось бы, такое маловажное, но на самом деле оно может изменить многое. Лермонтов пишет, что караванщики срубили единственные пальмы пустыни, а их дети сорвали с них зелень. Маленькие дети, по своей природе, не задумываются о поступках, совершенных ими, они просто «копируют» поведение взрослых. Ведь для них взрослые это умные дяденьки и тетеньки, которые все на свете знают и всегда поступают правильно. И какой же пример родители-караванщики подают своим детям?!
Чему они учат своих малышей? Эта проблема всегда была одной из самых актуальных проблем также, как и в нынешнее время. Такой поступок родителей-караванщиков говорит о том, что порой люди бывают неразумными, бесчувственными, эгоистичными и безнравственными.
В данном произведении из изобразительно — выразительных средств часто встречаются эпитеты, например: гордые пальмы, пылающей грудью, упругие корни и т. п. Такие красочные эпитеты автор использует для того, чтобы придать немного красочности и точности картине стихотворения. В стихотворении хорошо выражен романтизм. Это ясно отражается в стремлении поэта к высшему, идеальному миру, а также тем, что автор упоминает о Боге. Лермонтов пытается показать насколько низок и безнравственен реальный мир. Произведение имеет богатый интонационный рисунок.
Присутствуют знаки препинания, паузы, восклицания, вопрошания, дефисы и многоточия. К примеру, в третьей строфе присутствует вопросительный знак, соединенный с многоточием: Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?… Вероятно, во время этого знака вопрошания и многоточия, пальмы, договорив свои речи, впадают в небольшое раздумье, а затем, будто их озаряет мысль, они приходят к выводу: Не прав твой, о небо, святой приговор! Размер стихотворения — двухсложный трехстопный амфибрахий.
Рифма — секстина со смежной рифмовкой. Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и собственные мысли он старался выразить в своей лирике. В стихотворении «Три пальмы» можно выявить три проблемы: проблема излишка гордости и своеволия, проблема безнравственности и проблема воспитания.
Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.