А. И. Писарев в полемике о комедии «Горе от ума»
Во втором номере нового журнала «Московский телеграф» за 1825 год Н. А. Полевой, издатель и редактор журнала, откликнулся на выход альманаха «Русская Талия» . В альманахе, изданном Ф. В. Булгариным, были напечатаны среди прочего 7-10 сцены первого действия и все третье действие «Горя от ума». Н. А. Полевой писал: «Первою статьею должно почесть отрывок из комедии «Горе от ума», соч. А. С. Грибоедова. Еще ни в одной русской комедии не находили мы таких острых, новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в комедии «Горе
Смеем надеяться, что читавшие и читавшия отрывок позволят нам от лица всех просить г-на Грибоедова издать всю комедию: до того не можем сказать ни слова о завязке, развязке и роде комедии. Беспристрастно судя, надобно бы пожелать больше гармонии и чистоты в стихах г-на Грибоедова. Выражения: Глазом мигом не прищуря — кто ж радуется эдак — черномазенький — Дом зеленью раскрашен — нету дела — слыли за дураков — опротивит — к прикмахеру и т. п. дерут уши» ; как считал Н. К. Пиксанов , замечание о «гармонии
Заметка Н. А. Полевого вызвала статью М. А. Дмитриева «Замечания на суждения «Телеграфа»», где грибоедовская комедия была оценена резко отрицательно. Заметим кстати, что отсутствие отрицательных откликов современников в сборниках «Имярек в русской критике» не только искажает историко-литературные факты, но и не дает учителю возможности наглядно показать ученикам, как то, что мы, сегодняшние читатели и ценители классических текстов, считаем новаторским и наиболее ценным, вызывало у тогдашних читателей и критиков отторжение, насмешку, неприятие.
Статья Дмитриева вызвала полемические выступления О. М. Сомова и В. Ф. Одоевского . На них в том же журнале «Вестник Европы» , где печатался Дмитриев, отвечал уже А. И. Писарев.
Александр Иванович Писарев , дядя будущего разрушителя эстетики, в 1821 году с отличием окончил Московский университетский благородный пансион; всеми соучениками он воспринимался как многообещающий талант, о его влиянии на С. П. Шевырева говорил спустя тридцать пять лет сам Шевырев. Среди его близких товарищей по пансиону следует отметить В. Ф. Одоевского . Печатается в основном в ВЕ, издаваемом М. Т. Каченовским, — публикует не только стихи и прозу, но и перевод отрывков из «Федры» Расина.
В начале 1820-х годов Писарев вошел в московский литературно-театральный кружок , вместе с С. Т. Аксаковым, Ф. Ф. Кокошкиным, М. А. Дмитриевым и М. Н. Загоскиным; написал более двадцати водевилей — в основном переделки французских пьес, комедию «Лукавин» . С. Т. Аксаков писал в «Литературных и театральных воспоминаниях» : «Писарев, будучи от природы очень слабого сложенья, имел расположение к раздражительности сначала блистательные успехи, и особенно на сцене, вскружили ему голову Писарев, умея наносить жестокие язвы своим противникам, не умел равнодушно сносить никакой царапинки. Раздражительность, желчность ослепляли его, и в число его литературных врагов попали такие люди, которые заслуживали полного уважения по своим талантам» . Писарев — автор многих эпиграмм, в частности на П. А. Вяземского, Н. А. Полевого и Грибоедова — например, такой :
В комедии своей, умершей до рожденья, Воспел он горе тех, кто чересчур умен, А сам доказывает он От глупости мученье.
Но не только партийная солидарность и раздражительность побудили Писарева включиться в полемику — в статье Дмитриева против Полевого упоминается наш автор: Полевой, обозревая русскую литературу 1824 года, писал, что пьеса Писарева «Поездка в Кронштадт» была поддержана на Московском театре талантом Щепкина. Дмитриев отвечал: «Признаю отличный талант сего артиста, но прибавлю, что сама пьеса написана хорошими стихами и имеет собственное достоинство. Дурной пьесы не поддержит талант актера! Зачем не отдать справедливости автору, если б это кому-нибудь и не понравилось?
И почему не сказать ни слова о новой его комедии «Наследница»! Из всех молодых московских стихотворцев г-н Писарев есть без сомнения первый как по силе и красоте стихов своих, так и по тому, что почти один он постоянно занимается поэзией драматической, требующей несравненно высшей степени дарования, нежели прошлогодние эпиграммы, годные только для приятельского журнала!» И далее, сравнивая водевиль «Кто брат, кто сестра» с комедиями Писарева , Дмитриев утверждает, что первый уже забыт, а «остроумные куплеты» писаревской пьесы «публика заставляла повторять в продолжение шести представлений!» .
На закате жизни в откровенных мемуарах, не предназначенных для публикации, Дмитриев так писал о Писареве: «Писарев был от природы зол и завистлив. Он ненавидел Грибоедова и князя Вяземского: первого за то, что превозносили его рукописную комедию «Горе от ума»; а второго за то, что превозносили его остроумие, а он никому не хотел уступать в этой способности ума Пушкина он терпеть не мог и не хвалил ни одного из его произведений, ни одного стиха не находил хорошим, с той задней мыслию, что он мешает его славе! как его прославляли приятели и как часто имя его гремело на театре: кажется, как бы после этого быть забытым? А теперь, по прошествии тридцати пяти лет, да и давно уже, никто об нем не помнит!» .
Мы перепечатываем обе статьи Писарева, последовательно возражавшего О. М. Сомову и В. Ф. Одоевскому, из ВЕ — соответственно, из № 10 и № 23/24 за 1825 год — по современной орфографии и пунктуации с сохранением лишь некоторых особенностей авторского письма. Благодарю В. А. Мильчину за помощь в комментировании предлагаемых статей.