Юмор и сатира в романе «Евгений Онегин»
Юмор — один из элементов гения.
И. Гете
Наверное, самый дорогой дар природы — веселый, насмешливый и добрый ум. Мне кажется, именно таким умом и обладал наш гениальный русский поэт. А судьба? Невольно задумываешься о назначении сатирического поэта и его судьбе. Итак, Пушкин, каким он явился в «Онегине».
Если прочесть роман повнимательнее, то мы увидим, что в нем одним из главных героев является Пушкин. И, конечно, сразу признаешь в нем блестящего сатирика.
Меня всегда удивляло изящество его иронии, от еле заметной до едко насмешливой.
Но понимаем ли мы, что хотел здесь сказать поэт? Ведь тут скрыта цитата из басни Крылова «Осел и мужик»:
«Осел был самых честных правил:
Ни с хищностью, ни с кражей незнаком.»
Он нанялся сторожить огород и, добросовестно гоняя птиц, перетоптал все гряды своими длинными ногами.
Похвала то оказывается насмешкой!
Далее мы узнаем, что его дядя «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Но оказывается: выражение «мух давить» значило «пьянствовать». Невольно вспоминаются слова Достоевского:
Весь этот страшный мрак, бездуховность жизни русской деревни XIX века отдаются печалью и иронией в душе поэта. Не случайно уже в первой строфе слышна еле заметная ирония, — когда Пушкин говорит о «прелестном уголке». Чем дальше он описывает деревню, тем слышнее ирония. Дом дядюшки Онегина назван «почтенным замком», хотя обставлен он весьма скромно: «два шкафа, стол, диван пуховый.» Слово «замок» вызывает мысли о феодале, которому подчинены безропотно вассалы, о несправедливости, царящей там, где властвует «барство дикое».
Такова русская деревня. Но как только Пушкин переходит к родителям Татьяны и Ольги, возникает усмешка:
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой.
Убийственная строчка: «в прошедшем веке запоздалый». Достойный сосед дядюшки Онегина, единственным чтением которого был «календарь осьмого года» (а действие происходит в 1812 году). Таких комических положений и характеристик в романе рассыпано очень много.
Комична и одновременно грустна вся история матери Татьяны и Ольги, написанная Пушкиным подробно, хотя и коротко. Была романтическая девица, «писывала кровью она в альбомы нежных дев». Не «писала» — писать можно и один раз, а «писывала», то есть не раз, значит, проделывала это романтическое действие, — «звала Полиною Прасковью. корсет носила очень узкий», а книг не читала: слышала о модном тогда английском писателе Ричардсоне и его герое Градинсоне от своей московской кузины. И влюблена была очень возвышенно в романтического юношу, который на самом деле «. был славный франт, Игрок и гвардии сержант.»
Мать Татьяны и Ольги быстро преодолела свою «любовь к Градинсону»: ее выдали замуж за другого, а она «привыкла и довольна стала». Так Ларина силой привычки превратилась из возвышенного создания в чрезвычайно практичную особу:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы.
Обыкновенная барышня стала обыкновенной барыней — вполне закономерное превращение!
Саркастически смотрит Пушкин на стариков Лариных: они ведь добрые, в сущности, люди, а как тускло и мелко живут! «Привычки милой старины», царствующие в доме Лариных, приятны поэту:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод.
Но эта размеренная, спокойная жизнь по раз и навсегда установленным традициям не освящена мыслью, делом. Она бесполезна и потому страшна.
Если, говоря о воспитании и поверхностном образовании своих героев, Пушкин прибегает к иронии, повествуя о стариках Лариных, часто использует комизм отдельных положений, то, рисуя соседей Лариных, поэт прибегает к сарказму.
Если сравнить строки из сна Татьяны и описание собравшихся на бал соседей, сразу становится ясно, кто именно снился Татьяне. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие: «один в рогах с собачьей мордой, другой с петушиной головой. вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке.»
Гротеск? Фантазия? Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Ее тонкий, хотя и суеверный, ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей.
А чудовища из сна — вот они, наяву. И неизвестно еще, где они страшнее.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков.
Всего две строчки сказаны о Пустяковых, а больше ничего и не нужно: супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков.
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков.
Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин — от выразительного глагола «гвоздить».
И здесь проявляется сатирический талант Пушкина. Как он умеет «одарить» героя фамилией!
А вот и молодежь:
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком)
«Уездный франтик Петушков» — три слова, больше ничего не сказано. Но мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Но самая страшная фигура завершает галерею:
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
Слова падают, как ядра: обжора, взяточник и шут!
Сарказм в изображении внутреннего мира помещиков: паразитизм их существования, праздность, полная душевная опустошенность — черты, свидетельствующие о моральном вырождении дворянского класса.
Так, сатирически изображая современное ему общество, Пушкин выражал тревогу за судьбу своей Родины, ибо любовь к Отечеству не терпит ни пустого краснобайства, ни бесплодного прекраснодушия.
«Глаголом жги сердца людей!» — завещал Пушкин своим собратьям по призванию. Только живое, обжигающее, яркое и проникновенное слово трогает душу и пробуждает ум. Сатирическим писателем, обладающим живым словом, заставляющим размышлять и переживать, останется Пушкин в нашей благодарной памяти.