ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА
Но
Может быть, такого рода
Картины
Вас не привлекут:
Все
Это низкая природа;
Изящного
Не много тут».
«Евгений
Онегин» (5-я гл.)
Описание
Природы встречается почти в каждом
Стихотворении А. С. Пушкина. Но было бы
Ошибочно видеть в нем только лишь приятную
Глазу и душе картинку. На самом деле оно
Многофункционально. Например, в «Евгении
Онегине» через описание времен года
Показывается течение времени. Вместо фраз
«прошел год», «через два месяца» и т. п.
Пушкин дает картину
Соответствующую этому временному отрезку.
Одновременно с этим описание природы
Соответствует и внутреннему состоянию
Автора. В «Бесах» Ф. М. Достоевского
Сомнения и страхи автора переходят на
Природу, и получается из простой метели
Какое-то жуткое хаотическое кружение,
Затягивающее внутрь себя все сущее, все
Живое.
То
Же самое природное явление (метель, буран)
Может выполнять совсем другие функции:
Являться по сюжету началом драмы. Так
Происходит в повести «Метель», где сюжетом
Движет не цепь поступков человека, а
Явление природы. Не случись метели,
Машей. Так же и Маша из-за метели
Обвенчалась с каким-то неизвестным
Шутником-путником, опять же из-за метели
Сбившимся с дороги и впоследствии
Оказавшимся ее возлюбленным Бурминым.
В
«Медном всаднике» природа — это
Своевольная стихия, не смирившаяся и до
Конца не покорившаяся человеку. Здесь (как и
В «Метели») явление природы (наводнение) —
Завязка сюжета. Вернее, не сама природа, а ее
Конфликт с властью и человеком,
Попытавшимся ее покорить. Получается, что
Природа является как бы дополнительным по
Счету действующим лицом в этой поэме. В
Стихотворении «К морю» водная стихия (море)
Также является действующим лицом —
Собеседником поэта, к которому поэт
Обращается. Здесь сравниваются свободная
Стихия и внешняя несвобода поэта, а
Соответственно и всего мира, так как «судьба
Людей повсюду та же». И даже если бы он был
Свободен, ему некуда уйти. У поэта остается
Только его внутренняя личная свобода.
Наблюдается
Некая закономерность: в роли героя может
Выступать только свободная и
Свободолюбивая стихия, не покорившаяся
Человеку: метель (в «Бесах», «Метели») и
Вода (в «Медном всаднике», «К морю»). Мне
Кажется, в этом вы ражается особая любовь
Поэта к ним, особенно к воде. Возможно, это
Связано с тем, что А. С. Пушкин, будучи
Свободолюбивым человеком, всю жизнь был
Вынужден подчиняться. И он понял со
Временем, что человек может быть полностью
Свободен только внутренне, в отличие от
Любимых им природных стихий.
Помимо
Того, что описание природы выполняет разные
Функции, оно также изменяется во времени. В
Каждом периоде творчества поэта описание
Природы различно. Это очень хорошо видно на
Примере двух стихотворений, написанных в
Разное время (1819, 1835), но воспроизводящих
Одно и то же место. Я имею в виду «Деревню»
И «.Вновь я посетил.». В «Деревне» А. С.
Пушкин соединил два нача-__ ла: лирическое и
Гражданское. В первой части этого
Стихотворения он сталкивает развратный
Двор, от которого бежал, и мирную, вольную
Природу. Это весьма романтическое описание
Природы интересно сравнить с описанием той
Же природы, но уже в более позднем
Философском стихотворении «.Вновь я
Посетил.». Присутствует уже совсем
Другое
Настроение — тоска. Если в «Деревне» А. С.
Пушкин испытывает радость от свидания с
Природой, с родным уголком, то здесь вновь
Увиденное Михайловское таких бурных чувств
Не вызывает. В «Деревне»: «Парус рыбаря
Белеет иногда», «Вдали рассыпанные хаты»,
«Овины дымные и мельницы крылаты». В
Стихотворении «.Вновь я посетил.»:
Плывет
Рыбак и тянет за собой
Убогий
Невод по брегам отлогим.
Рассеяны
Деревни — там за ними
Скривилась
Мельница, насилу крылья
Ворочая
При ветре.
На
Примере этих стихотворений видно: поздний
Пушкин склонен к более реалистическому
Описанию природы, к использованию обычной,
Неромантической лексики.
Порой
Лексика, совершенно разная по стилю, при
Описании природы встречается и в пределах
Одного стихотворения, В «Зимнем утре»
Романтическая, «условная» лексика, идущая
От В. Жуковского («Аврора», «негой взоры»),
Сменяется простонародной («вечор») и
Общеупотребительной лексикой. Этот переход,
Правда, органичен, столкновение стилей
Отсутствует. Для А. С. Пушкина также
Характерно присутствие некоего движения
Внутри стихотворения. Описываемая им
Картина никогда не бывает статичной. Поэт с
Легкостью переходит от одного времени года
К другому («Осень»), от сегодняшнего дня ко
Дню вчерашнему, от описания природы к
Описанию комнаты («Зимнее утро»).
Самое
Значительное стихотворение А. С. Пушкина,
Посвященное природе и взаимоотношению
Поэта и природы, — это «Осень».
Стихотворение, посвященное самому любимому
А. С. Пушкиным времени года, разбито на
Фрагменты. Первый фрагмент посвящен осени.
Второй, третий и четвертый — остальным
Временам года: весне, зиме и лету. Описание
Лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает
Всего по две строчки, но в то же время у
Читателя создается достаточно широкая и
Объемная картина природы. Это достигается
Благодаря употреблению небольшого
Количества существительных, имеющих
Широкое значение и являющихся общими
Понятиями, неизбыточности уточняющих слов
И оборотов (прилагательных, причастных и
Деепричастных). А если уточнения и
Используются, то они точно передают
Настроение и отношение поэта к
Описываемому.
Вот
Описание лета: Ох,
Лето красное!
Любил
Бы я тебя, — личное отношение, не описание,
—
Когда
Б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Получается,
Что всего четырьмя (!) существительными («зной»,
«пыль», «комары», «мухи») А. С. Пушкин
Создает не только картину лета, но и
Передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное»
Здесь имеет, по-моему, иронический смысл.
Примечательно, что оба описания (лета и
Осени) Пушкин сводит к воспоминаниям о зиме
— втором (после осени) любимом времени года.
Зиму же Пушкин описывает по-другому, то есть
Манера описания такая же: «широкими
Мазками создать картину», но настроение
Иное. Один Мазок — снега, другой — свет луны.
И все, пейзаж готов.
Несмотря
На явное предпочтение зимы лету и весне,
Осень — еще более любимое время года, и ей
Посвящается все остальное стихотворение.
Эта пора года — кульминация Красоты.
Исключительность осени состоит в том, что
Она воплощает одновременно два мотива:
Красоты и смерти (осень — пора увяданья,
Умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее
С чахоточной девой, чей багровый румянец
(цвет
Осеннего леса) на щеках является признаком
Смертельной болезни и в то же время
Напоминает щеки красивой, полной жизни
Девушки. В строчке «Унылая пора! очей
Очарованье!» наиболее ясно слышится
Сочетание, присутствие в осени мотивов
Смерти и красоты. Причем ощущение красоты
Усиливается и наиболее остро
Воспринимается именно от сознания ее
Недолговечности. А. С. Пушкин — совершенно
Земной и жизнедеятельный поэт, поэтому от
Описания красоты и природного великолепия
Он тут же переходит к бытовым деталям и
Прозаизмам:
Чредой
Слетает сон, чредой находит голод.
Я
Снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте
Мне простить ненужный прозаизм).
Процесс
Творчества, вдохновение, вызванное
Потрясающей красотой осени, оказываются
Связанными с прозаическими деталями. А. С.
Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта
Даже при описании своего любимого времени
Года, от этого красота осени, подчеркнутая
Близким ее концом, становится чем-то еще
Более реальным и действенным.
Остается
Лишь добавить, что осень была самым
Благотворным периодом в творчестве А. С.
Пушкина, ведь именно осенью были написаны
Многие из лучших пушкинских произведений,
Таких, как «Медный всадник», маленькие
Трагедии и многие другие.