Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию,
И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной
Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он
Не только жил, но и писал.
И оттого Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное
И близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь
Русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно,
Без восторга.
Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама
Жизнь. Любовь,

ненависть, смысл бытия, стремление к свободе,
Посмертная слава, муки творчества – все это становится объектом
Поэтического исследования. В своей поэзии Пушкин наследовал
Лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее
Выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии.
Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты
Всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению “Я памятник себе
Воздвиг.” Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация “Я
Воздвиг памятник”. Строки этого, стихотворения перекликаются со
Строками Ломоносова “Я знак
бессмертия себе воздвигнул. Превыше
Пирамид и крепче меди.” и с чувствами Державина: “Я памятник себе
Воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид.”. Но
Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, “обходя моря и
Земли, глаголом жечь сердца людей”.
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное
Множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-
Новому понимаешь их содержание.
“Что же было предметом его поэзии?” – спрашивал Гоголь. И отвечал:
“Все стало предметом”.
Пушкин был больше, чем поэт. Это был
Историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху.
Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким
Взглядом художника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые
Порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты
Катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении “К морю” Пушкин ассоциирует образ моря с
Неспокойной бурной стихией, со “свободной стихией” борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотворении “Я помню чудное
Мгновенье”. В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и
О том, как его жизнь повлияла на это чувство: “.Звучал мне долго
Голос нежный, И снились милые черты”. Стихотворение построено на
Сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим
Чередом “в глуши, во мраке заточенья”, но любовь – это божество и
Вдохновенье, которые торжествуют над жизнью. Или – другая тема.
Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы,
Всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь
Жизнь-смерть непрерывна. “Эта черная телега имеет право всюду
Разъезжать”. И на одном из этих празднеств, окаймленных черной
Смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы
И раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном
Океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И
В дуновении чумы! – Все, все, что гибелью грозит, Для сердца
Смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть
Залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием
Добра. Не только определенные сюжеты и общий
Строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их,
Ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
Пушкин “видел и внимал” всю окружающую жизнь. Его произведения
Именно поэтому так близки многим читателем. Он смог “жить, чтоб
Мыслить и страдать”, и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе
С Пушкиным.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Почему роман назван капитанская дочка.
Сейчас вы читаете: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать