Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина

Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве такого места, как, например, у Ф. Тютчева, А. Фета. Но образы русского пейзажа постоянно входят в стихи, посвященные самым разнообразным темам. Картины природы мы встречаем в политической декларации поэта, стихотворении «Деревня», где он говорит о бесчеловечности крепостного строя, в стихотворении «Осень», где Пушкин размышляет о поэтическом вдохновении, в стихотворении

«Брожу ли я вдоль улиц шумных. .», где он задумывается над быстротечностью человеческой жизни, в стихотворении «К морю», где поэт повествует о своей судьбе, о своих думах. Любовная тема в стихотворении «Зимнее утро» тесно переплетается с картинами русской природы. Пейзаж у Пушкина всегда реалистичен, конкретен.
В стихотворении «Деревня» пейзаж играет очень большую роль. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части Пушкин описывает идиллический сельский пейзаж Михайловского. Все дышит покоем: и «темный сад с его прохладой и цветами», и «луг, уставленный душистыми
скирдами». «Мирный шум дубков» и «тишина полей» создают творческую атмосферу. Картины «лазурных равнин» озер, белеющий иногда «парус рыбаря» — ничто, как кажется, не предвещает той напряженности чувств, накала эмоций, которыми проникнута вторая часть стихотворения. В ней поэт с гневом говорит о «рабстве тощем», «диком барстве». Как прекрасна и гармонична природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство!
Стихотворение «К морю» — и монолог поэта, и разговор его с морем. Мысль о море, впечатление от его бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлого и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем. Образ моря, «свободной стихии», — это символ абсолютной свободы, которая присуща природе и ее явлениям, не зависящим от воли человека. И тем острее чувство собственной несвободы, невозможности самому распорядиться своей судьбой. Пушкин дает точное и проникновенное описание моря:
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Читая это стихотворение, не только видишь «волны голубые», блеск южного моря, но и как будто бы слышишь всплески волн, шум набегающего прибоя. Описания моря, связанные с ним ассоциации способствуют раскрытию внутреннего мира поэта.
Казалось бы, «Осень» — один из немногих образцов пейзажной лирики Пушкина. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой и воспринимает эту красоту как символ вечного обновления жизни:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Сила пушкинского пейзажа в том, что он в конкретных образах показывает нам в целом всю красоту и тихую прелесть русской природы. Пушкин находит прекрасное в самых простых, повседневных явлениях жизни. Мы чувствуем красоту «легкого бега саней», «суровой зимы», «промерзлого льда», который звенит под копытами коня. Перед нами проходит весь цикл времен года — весна, лето, осень, зима. О весне он пишет весьма иронично:
.Я не люблю весны:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.
Лето также не очень нравится ему:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Но даже чувствуя авторскую иронию, мы понимаем, что насмешка его не злая, а скорее добродушная. Осень — любимое время года поэта. Он пишет о ней во многих стихах, в романе «Евгений Онегин» и признается в безграничной любви к ней:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Последние строфы стихотворения «Осень» посвящены главной теме — теме возникновения творчества, рождения поэзии. Они подготовлены всем предыдущим содержанием. Восхищение красотой, гармонией природы пробуждает в поэте творческое вдохновение:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина «Зимнее утро» с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Это стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, чернеющий вдали типично русский пейзаж.
Природа не только гармонична и прекрасна, она не только пробуждает вдохновение, но и заставляет задуматься о быстротечности человеческой жизни:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Так пишет Пушкин в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных.».
Вечная красота природы рождает в душе поэта мысли о смысле человеческой жизни. И Пушкин заканчивает стихотворение мудрыми и светлыми словами:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Так пережили и помнят самого Пушкина сосновые аллеи Михайловского.
В поэзии Пушкина находит отражение подлинная красота русской природы. Пушкинский пейзаж всегда тесно связан с внутренним миром лирического героя и дает ключ к пониманию человеческой души. Природа, описываемая поэтом, делает каждого добрее, отзывчивее, учит понимать прекрасное. Тютчев говорил, что «животворный океан» поэзии Пушкина дает человеку причастность к жизни всего мира.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина