Тема любви в лирике Пушкина
Богат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим чувствам. Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества — южный период. В это время Пушкиным были написаны южные поэмы. В поэме «Цыгане» два необычайных героя. Алеко — человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане — дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру.
По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь — это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Поэт осуждает Алеко за его ревность к Земфире, отмечая, что нельзя лишать жизни другого человека.
Оставь нас добрый человек!
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним
Не нужно крови нам и стонов
Но жить с убийцей не хотим.
В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин также
Но пусть она вас больше не тревожит
Я не хочу печалить вас ничем.
Поэт не хочет тревожить возлюбленную женщину ради своего счастья.
Так дай вам бог любимой быть другим.
Великолепным образцом интимной лирики Пушкина является стихотворение «К—«, написанное в Михайловском, где поэт встретил Анну Петровну Керн, племянницу Осиповых:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Пушкин очень романтично раскрывает образ своей возлюбленной: «чудное мгновенье», «гений чистой красоты». Поэт называет голос нежным, стараясь как можно красивее передать черты своей возлюбленной.
Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни поэта. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством. Пробужденная душа раскрылась для любви. В этом стихотворении выделяются три состояния души поэта. Первое состояние души, когда перед поэтом появилась красота, которую он хорошо запомнил. Второе состояние проявляется в момент душевного угнетения — воспоминание утрачено. Третье — красота появилась вновь, и поэт получает прилив вдохновенья. Любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем и слезами.