Описание дороги в поэтики Пушкина
Интересно проследить возникновение и вариации темы дороги в творчестве А. С. Пушкина. Для Пушкина «южного» периода мотив дороги связан с идеологией романтизма, одной из главных тем которого была тема добровольного бегства. Традиционными для романтической поэзии причинами этого бегства были неудовлетворенность героя его отношениями с обществом или неразделенная любовь:
— Людей и свет изведал он
— И знал неверной жизни цену.
— («Кавказский пленник», 1820) .
— .Я вас бежал, питомцы наслаждений,
— Минутной младости
— («Погасло дневное светило.», 1820)
— Лежала в сердце, как свинец,
— Тоска любви без упованья.
— («Кавказский пленник»)
Романтический герой оставляет родные края и отправляется странствовать:
— Покинул он родной предел
— И в край далекий полетел
— С веселым призраком свободы.
— Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
— По грозной прихоти обманчивых морей,
— Но только не к брегам печальным
— Туманной родины моей.
Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — дороги, и любая остановка означает для него потерю
— Цыганы шумною толпой
— По Бессарабии кочуют.
— Они сегодня над рекой
— В шатрах изодранных ночуют.
Если же в романтическом произведении появлялась тема тюрьмы и узника, то она всегда связывалась с мотивом побега, со стремлением к свободе:
— Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
— Туда, где за тучей белеет гора,
— Туда, где синеют морские края,
— Туда, где гуляем лишь ветер. да я!.
— («Узник», 1822)
Упоминание ветра здесь не случайно: в романтической литературе он стал устойчивым символом свободы. Со стремлением к свободе мотив ветра прямо связан в стихотворении «Кто, волны, вас остановил.» (1823):
— Взыграйте, ветры, взройте воды,
— Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза — символ свободы? Промчись поверх невольных вод. Однако здесь мотив ветра получает новый по сравнению с «Узником» смысл. В 1823 году был разгромлен кишиневский кружок декабристов, с участниками которого Пушкин был знаком лично. Первую строфу стихотворения можно прочитать как отклик на это событие:
Кто, волны, вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? «Символом свободы» назван не просто ветер, как в «Узнике», а именно гроза. Наряду с темой дороги Пушкин много раз возвращается к теме вольного ветра и разрушительной бури:
— Вещали книжники, тревожились цари,
— Толпа пред ними волновалась,
— Разоблаченные пустели алтари,
— Свободы буря подымалась
— . И вдруг нагрянула.
— Упали в прах и в кровь,
— Разбились ветхие скрижали.
Здесь буря олицетворяет Французскую революцию, которая, уничтожив старые законы («разбились ветхие скрижали»), должна была принести Франции свободу.
Однако в поэзии Пушкина мотив бури включался и в другой контекст. Так, например, мотив этот появляется в стихотворении «Зимний вечер» (1825). Здесь буря, стихия противопоставлена маленькому замкнутому пространству, «ветхой лачужке». На антитезе дом — буря, в сущности, строится все стихотворение:
— Буря мглою небо кроет,
— Вихри снежные крутя;
— То, как зверь, она завоет,
— То заплачет, как дитя.
— Выпьем, добрая подружка
— Бедной юности моей,
— Выпьем с горя; где же кружка?
— Сердцу будет веселей.
На аналогичной антитезе дом — дорога построено стихотворение «Зимняя дорога» (1826). Мотив дороги здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют. Если в романтической поэме мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь считалась наиболее приближенной к идеалу — полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому. Отход от романтической традиции в разработке мотива дороги проявился в романе «Евгений Онегин». Отчетливо стали заметны различия между путешествиями в романтических поэмах и в «Евгении Онегине». В отличие от поэмы, в романе описание дороги лишено лирических отступлений и сдержанно по тону (за исключением «одесских» строф). Онегин проезжает исторические места, оказывается в Нижнем Новгороде. И что он видит? Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. Контраст между героическим прошлым города и его настоящим подчеркивается эпитетами «поддельны», «бракованные» и сочетаниями слов’ «горсть услужливых костей», «прошлогодни моды «.
Такое же противопоставление проводилось в черновом варианте и в «московской» строфе: Москва Онегина встречает
— Своей спесивой суетой,
— Своими девами прельщает,
— Стерляжъей потчует ухой.
Таким образом, путешествие в романе получает новое по сравнению с «южными» поэмами значение.
Но мотив дороги в «Евгении Онегине» это не только путешествие Онегина, но и путешествие Лариных из деревни в Москву. Здесь Пушкин использует подчеркнуто «низменную» лексику, недопустимую в романтической поэме:
— Мелькают мимо будки, бабы,
— Мальчишки, лавки, фонари,
— Дворцы, сады, монастыри,
— Бухарцы, сани, огороды.
Философское значение тема дороги получает и в «Бесах» (1830). В этом стихотворении она связывается с мотивом вьюги, который тоже имеет символический смысл. Путника застает в «чистом поле» метель. Сбившись с дороги, путник полностью оказывается во власти темных, враждебных сил:
— «Эй, пошел, ямщик!.» «Нет мочи:
— Коням, барин, тяжело;
— Вьюга мне слипает очи;
— Все дороги занесло;
— Хоть убей, следа не видно;
— Сбились мы. Что делать нам!
— В поле бес нас водит, видно,
— Да кружит по сторонам».
Человек оказывается беспомощным перед стихией, он не может справиться с этой жестокой силой:
— Сил нам нет кружиться доле;
— Колокольчик вдруг умолк;
— Кони стали.
Мотивы дороги и ветра включались Пушкиным в самые разные по тематике произведения и приобретали все новые символические значения.