Описание дороги в поэтики Пушкина

Интересно проследить возникновение и вариации темы дороги в творчестве А. С. Пушкина. Для Пушкина “южного” периода мотив дороги связан с идеологией романтизма, одной из главных тем которого была тема добровольного бегства. Традиционными для романтической поэзии причинами этого бегства были неудовлетворенность героя его отношениями с обществом или неразделенная любовь:
– Людей и свет изведал он
– И знал неверной жизни цену.
– (“Кавказский пленник”, 1820) .
– .Я вас бежал, питомцы наслаждений,
– Минутной

младости минутные друзья.
– (“Погасло дневное светило.”, 1820)
– Лежала в сердце, как свинец,
– Тоска любви без упованья.
– (“Кавказский пленник”)
Романтический герой оставляет родные края и отправляется странствовать:
– Покинул он родной предел
– И в край далекий полетел
– С веселым призраком свободы.
– Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
– По грозной прихоти обманчивых морей,
– Но только не к брегам печальным
– Туманной родины моей.
Романтический герой – вечный скиталец, вся его жизнь – дороги, и любая остановка означает для него
потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с мотивом дороги связана очень тесно. Не случайно поэму “Цыганы” Пушкин начал с описания кочевого цыганского быта:
– Цыганы шумною толпой
– По Бессарабии кочуют.
– Они сегодня над рекой
– В шатрах изодранных ночуют.
Если же в романтическом произведении появлялась тема тюрьмы и узника, то она всегда связывалась с мотивом побега, со стремлением к свободе:
– Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
– Туда, где за тучей белеет гора,
– Туда, где синеют морские края,
– Туда, где гуляем лишь ветер. да я!.
– (“Узник”, 1822)
Упоминание ветра здесь не случайно: в романтической литературе он стал устойчивым символом свободы. Со стремлением к свободе мотив ветра прямо связан в стихотворении “Кто, волны, вас остановил.” (1823):
– Взыграйте, ветры, взройте воды,
– Разрушьте гибельный оплот.
Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных вод. Однако здесь мотив ветра получает новый по сравнению с “Узником” смысл. В 1823 году был разгромлен кишиневский кружок декабристов, с участниками которого Пушкин был знаком лично. Первую строфу стихотворения можно прочитать как отклик на это событие:
Кто, волны, вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? “Символом свободы” назван не просто ветер, как в “Узнике”, а именно гроза. Наряду с темой дороги Пушкин много раз возвращается к теме вольного ветра и разрушительной бури:
– Вещали книжники, тревожились цари,
– Толпа пред ними волновалась,
– Разоблаченные пустели алтари,
– Свободы буря подымалась
– . И вдруг нагрянула.
– Упали в прах и в кровь,
– Разбились ветхие скрижали.
Здесь буря олицетворяет Французскую революцию, которая, уничтожив старые законы (“разбились ветхие скрижали”), должна была принести Франции свободу.
Однако в поэзии Пушкина мотив бури включался и в другой контекст. Так, например, мотив этот появляется в стихотворении “Зимний вечер” (1825). Здесь буря, стихия противопоставлена маленькому замкнутому пространству, “ветхой лачужке”. На антитезе дом – буря, в сущности, строится все стихотворение:
– Буря мглою небо кроет,
– Вихри снежные крутя;
– То, как зверь, она завоет,
– То заплачет, как дитя.
– Выпьем, добрая подружка
– Бедной юности моей,
– Выпьем с горя; где же кружка?
– Сердцу будет веселей.
На аналогичной антитезе дом – дорога построено стихотворение “Зимняя дорога” (1826). Мотив дороги здесь связывается с “волнистыми туманами”, “печальными полянами” и “однозвучным” колокольчиком, а сама дорога названа “скучной”. Этому долгому и утомительному пути противопоставлен домашний уют. Если в романтической поэме мотив дороги связывался с постоянным движением, с кочевой жизнью и именно такая жизнь считалась наиболее приближенной к идеалу – полной свободе человека, то в 1826 году Пушкин осмысляет эту тему по-другому. Отход от романтической традиции в разработке мотива дороги проявился в романе “Евгений Онегин”. Отчетливо стали заметны различия между путешествиями в романтических поэмах и в “Евгении Онегине”. В отличие от поэмы, в романе описание дороги лишено лирических отступлений и сдержанно по тону (за исключением “одесских” строф). Онегин проезжает исторические места, оказывается в Нижнем Новгороде. И что он видит? Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. Контраст между героическим прошлым города и его настоящим подчеркивается эпитетами “поддельны”, “бракованные” и сочетаниями слов’ “горсть услужливых костей”, “прошлогодни моды “.
Такое же противопоставление проводилось в черновом варианте и в “московской” строфе: Москва Онегина встречает
– Своей спесивой суетой,
– Своими девами прельщает,
– Стерляжъей потчует ухой.
Таким образом, путешествие в романе получает новое по сравнению с “южными” поэмами значение.
Но мотив дороги в “Евгении Онегине” это не только путешествие Онегина, но и путешествие Лариных из деревни в Москву. Здесь Пушкин использует подчеркнуто “низменную” лексику, недопустимую в романтической поэме:
– Мелькают мимо будки, бабы,
– Мальчишки, лавки, фонари,
– Дворцы, сады, монастыри,
– Бухарцы, сани, огороды.
Философское значение тема дороги получает и в “Бесах” (1830). В этом стихотворении она связывается с мотивом вьюги, который тоже имеет символический смысл. Путника застает в “чистом поле” метель. Сбившись с дороги, путник полностью оказывается во власти темных, враждебных сил:
– “Эй, пошел, ямщик!.” “Нет мочи:
– Коням, барин, тяжело;
– Вьюга мне слипает очи;
– Все дороги занесло;
– Хоть убей, следа не видно;
– Сбились мы. Что делать нам!
– В поле бес нас водит, видно,
– Да кружит по сторонам”.
Человек оказывается беспомощным перед стихией, он не может справиться с этой жестокой силой:
– Сил нам нет кружиться доле;
– Колокольчик вдруг умолк;
– Кони стали.
Мотивы дороги и ветра включались Пушкиным в самые разные по тематике произведения и приобретали все новые символические значения.




М.а булгаков с чего начиналось повесть собачье сердце.
Сейчас вы читаете: Описание дороги в поэтики Пушкина