Тайна безмерного обаяния Пушкина


Тайна безмерного обаяния Пушкина, по мнению Д. С. Лихачева, в том, что
Он по сей день является образцом доброты и таланта, смелости и простоты,
Демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, бескрайности в любви,
Уважения к труду и людям труда. Он “в каждое мгновение жизни, в каждой ее
Песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И
Потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него
Величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и
В своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей
Любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему”-1.
Продолжая объяснение истоков неутолимого влечения к поэту в наши дни, Д. С.
Лихачев говорит об открывшейся перед нашим поколением ценности восприятия
Жизни вокруг нас и в каждом из нас величайшей тайны, требующей серьезного,
Глубокого к ней отношения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья,
Гармонии, полноты существования. И если это есть в конечном счете идеал
Каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и
Есть наш идеал, вечно живой.
Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших
Современников. Это и”всеотзывчивость”поэта, феноменальная
Разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм,


широта
Кругозора, вулканическая созидательная энергия.
Все отчетливее осознается, что “вечно растущее явление” – Пушкин не
Только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура
Впитывает его личный жизненный опыт, преподанные им идеалы нравственного,
Творческого поведения.
У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются
Преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам
Биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания
Его личности. Так, в первые годы советской власти, на заре становления
Новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина,
Периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно до второй
Половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось
Сравнительно мало внимания.
После второй половины 60-х годов нашего столетия, а точнее, в начале 70-
Х акценты несколько сместились. Теперь ширится интерес к последнему периоду
Жизни поэта, к сложной эволюции его характера и творчества, к тому времени,
Когда закаленный в житейских невзгодах и испытаниях, Пушкин создавал
Произведения, не увидевшие печати при его жизни и даже после гибели. “Мой
Бог – Пушкин, – говорил писатель Федор Абрамов. – Мой Пушкин – это
Опекушенский Пушкин, который пророчески, с великим и горьким
Раздумьем смотрит в очи России. В нем все начал и, кажется, все
Концы.”. Опекушенский памятник представляет поэта именно в годы его
Зрелости, в последний период творчества.
Обоснована ли предпочтительность интереса к тому или иному отрезку
Биографии, приближает ли происшедшая смена интереса к пониманию главного,
Доминирующего в пушкинской личности? А к проникновению в суть творчества?
Нам кажется справедливым разрешение этого вопроса, предложенное
Критиком С. Чуприным, утверждавшим, что облик Пушкина естественно должен
Складываться с учетом всей его истории. Образ поэта неполон без
“Вольности”, южных поэм, “Гаврилиады”, как неполон он без “Стансов”,
“Медного всадника”, без поздней лирики. Но вместе с тем само “время
Разворачивает нас относительно поэта, и тот факт, что. мы так скоро
Повзрослели. и ныне осознаем свое преимущественное родство со стихами 30-
Х годов говорит, естественно, прежде всего о нас самих, о свойствах
Переживаемого нами исторического момента.”
Мы испытываем влечение к позднему периоду жизни и творчества поэта, к
Мудрому, зрелому Пушкину в пору, когда “томимое духовной жаждой”
Поколение наше стало ощущать дефицит нравственности, справедливости, когда
Не выдержали испытания бытовавшие критерии оценки человеческих поступков,
Совести, чести. По-новому вглядываемся мы теперь в жизнь Пушкина,
Прочитываем ее, акцентируя нравственно-этический урок.
Такой подход вовсе не означает невнимания к ранним периодам жизни и
Творчества. Полнота представлений о поэте достижима лишь при учете всей его
Истории, всей сложной эволюции и логики творческого развития. И все же заметен обостренный интерес именно к этому
Этапу жизни, в котором характер, личность, натура – человеческая и
Творческая – отразились наиболее полно и глубоко. Потому-то наш современник
Скажет, что если выбирать сейчас, какой памятник поэта нам ближе –
Московский опекушенский, где поэт в глубокой задумчивости погружен в
Нелегкие размышления, или ленинградский, где Пушкин изображает
Торжествующим, – то многие предпочтут первый. Потому что “Пушкин-юноша
Прекрасен в своих порывах, но еще прекраснее мужественная печаль и
Выстраданная мудрость зрелого Пушкина”.
Есть и другие причины, объясняющие особый интерес к последним годам
Жизни и творчества поэта. Годы эти были полны событиями, которые слишком
Долго получали разноречивые трактовки и объяснения. Они и действительно
Трудны для понимания, тем более что были мотивированы условиями и
Представлениями далекого от нас времени.
Собственно, наслоение легенд, вымыслов касается периода жизни поэта
После декабрьского восстания. Если сказать, что жизнь поэта развеяла все
Легенды и мифы, дала точные и исчерпывающие доказательные ответы на
Многочисленные вопросы, то останется неясным, отчего же так живы
Неоднозначные толкования в обыденном сознание.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Category of number in nouns.
Сейчас вы читаете: Тайна безмерного обаяния Пушкина