Мастерство Пушкина в создании образа героя (один персонаж — Евгений Онегин)
Евгений Онегин.
Родился в богатой, но разоряющейся семье. Детство его прошло в отрыве от народа, от всего русского. Он даже был воспитан французами. Можно сказать. Что он не был подготовлен к труду, к реальной жизни. Впрочем такое восприятие было характерно для многих столичных дворян. Это мы узнаем из 1-ой главы романа.
Здесь же знакомя нас со своим героем — «приятелем», автор рассказывает о своих отношениях с Онегеным. Писателя привлекает в своем герое «неподражительная странность», «резкий охлажденный ум», нравиться автору
А. С.П. так характеризует итог домашнего образования О.:
.и свет решил
Что он умен и очень мил.
О. способен «возбуждать улыбку» — своими эпиграммами. Казалось бы, это роднит его с автором, но:
Не мог он ямба от хорея
Как мы не бились отличить.
Пушкин показывает нам своего героя в окружении светской молодежи начала 19 века. Ее интересы и идеалы — богатство, роскошь, наслаждение
Нор «неугомонный Петербург» вскоре утомляет Евгения. Им овладевает хандра к жизни, «ничто не трогало его, не замечал он ничего». И О «свергает бремя» света. Именно в это время он знакомится с автором.
После смерти дяди О. переезжает в деревню. Однако «в деревне скука та же». Из этой хандры оказывается два выхода. Первым, попыткой «порядок новый учинить», О заслуживает репутацию чудака, а вот второй — новое знакомство — действительно, разнообразил жизнь Евгения. С Владимиром Ленским они становятся «от делать нечего друзья». Знакомится О и с семейством Лариных. Отец этого семейства, Дмитрий Ларин, уже умер. В поместье живут его жена и две дочери — Татьяна и Ольга.
В отношениях с Татьяной автор показывает сложность и противоречивость характера своего героя. Письмо, «язык девичьих мечтаний» тронули его на минуту, им овладел «чувствий пыл». Однако «обмануть он не хотел». Евгений говорит Татьяне: «Я сколько не любил бы вас, привыкнув. Разлюблю тот час.» О объясняет ей, что «не создан для блаженства». Они расстаются, но у этих отношений есть продолжение. И спустя несколько лет уже сам герой пишет письмо к Татьяне Лариной. Теперь его душа жаждет познать блаженство. Он допускает, что будет осмеен, не отрицает презрения, но, все равно, шлет «печальной тайны объяснение», открывает ей свою душу. Онегин пишет: после случайной встречи с Татьяной, он томится «жаждою любви». Татьяна — единственный человек, к которому Евгений тянется после возвращения в Петербург. Письмо к ней — крик его души. Крик изменившейся души.
Что же заставляет Онегина изменить свои убеждения? Глупый конфликт с Ленским заканчивается дуэлью. Герой согласен стреляться с бывшим другом, но накануне в уединении он обвиняет во всем, не Ленского, а само общество:
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
Итак, дуэль становится убийством во имя норм светской морали. Но убийство Ленского послужило причиной для изменения мировоззрения О. Эта сердечная боль открыла новую страницу в его жизни.
Трехлетняя поездка по России дает герою возможность впервые в жизни узнать Родину, увидеть страдания народа. Мы видим как впечатление от картин народной жизни наполняют его душу тоской. О. больно за Россию:
Я молод, жизнь во мне крепка,
Чего мне ждать?.
Его отношение к свету изменилось. Онегин снова презжает в Петербург, но если раньше свет ласкал его, то теперь ненавидит, для всех он кажется чужим. Автор дает нам понять, что теперь основными чувствами героя в отношении к свету стали чувства негодования и гнева.
Образ героя в романе «Евгений Онегин» прорисован с особой точность. На протяжении всего романа создается впечатление, что на все вопросы, касающиеся Евгения Онегина, мы тут же находим ответ. Мы знаем о нем, если не все, то в полной мере знаем интересующее нас. Автор дает нам возможность сопереживать герою и наблюдать за ним со своей, писательской, позиции. При этом мы вряд ли будем ставить себя на место Онегина, слишком явно мы видим его недостатки. Каким же образом А. С.П. добивается такого описания героя?
Пушкин подчеркивает свою несхожесть с героем. «Всегда я рад заметтить разность между Онегиным и мной.» Это противопоставление очень заметно. АСП провозглашает им новый реалистический принцып изображения человека. Поскольку романтисты писали чаще всего о себе самих, то есть отождествляли себя с героем. В «Евгении Онегине», наоборот, отчетливо вырисовываются отличия в мировоззрении автора и его героя. Онегин — скептик, «рано чувства в нем остыли»., в авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства. Различия между автором и героем отчетливо проявляются и в моральной сфере. Например, Онегин убил Ленского, следуя законам чести светского общества, автор же осуждает этот антигуманный поступок.