Татьяна Ларина — главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини — Татьяны. Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф — разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально. Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе дважды — в своем родительном имении и на бале в Петербурге.
Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она — старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем. Одна — красивая, неразумная белянка, другая — чернявая и романтическая девушка. Даже ее имя простонародное. Она «.та, которая грустна И молчалива, как Светлана». В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:
— «В чертах у Ольги жизни нет.
— Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне»
Татьяна одинокая, любит сидеть самая возле окна, ее увлекает — не вышивание, как других девушек, а романтичные истории о любви Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки. Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами. Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов. Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине. Почему она не влюбилась в Ленского? Он как и Татьяна — романтический герой, путешественник, студент Гетингенского университета. Человеческие пересуды сразу «повенчали» Татьяну и Евгения, тем не менее, этого могло не произойти. Пушкин определяет этот миг так:
— И в сердце дума заронилась;
— Пора пришла, она влюбилась
Итак, почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:
— Давно сердечное томленье
— Теснило ей младую грудь;
— Душа ждала. кого-нибудь
Итак, Евгений — пока что «кто-то» для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее — воплощение одухотворенных героев «любовника Юлии Вольмара», Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:
— «Все для мечтательницы нежной
— В единый образ облеклись,
— В одном Онегине слились.»
Сама Татьяна, «подобно Юлии, Дельфине», влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой. Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки — лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку (даже довольно вежливо!): «Я не созданный для брака». Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена. Проходит несколько лет — и Онегин...

снова встречает Татьяну — теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен. Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов? Самая неожиданная несчастная любовь открывает для Татьяны-девочки мир взрослых чувств. Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:
— «И начинает понемногу
— Моя Татьяна понимать
— Теперь яснее — слава богу —
— Того, по ком она вздыхать
— Осуждена судьбою властной:
— Чудак печальный и опасный»
Позднее, приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе. Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами (например, с Ниной Вронской, «Клеопатрой Невы»). Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде. Но самое главное — способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть — горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:
— Урок ваш выслушала я?
— Сегодня очередь моя.
— «Онегин, я тогда моложе,
— Я лучше, кажется, была,
— И я любила вас; и что же?
— Что в сердце вашем я нашла?»
«Тогда — не правда ли? — в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась.» — говорит Татьяна. «Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна.». Татьяна упрекает его любовь: «Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» Но и сейчас она его уважает, и даже любит: «А счастье вылилось так близко.» Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все — или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»
Пушкинская Татьяна — замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву — ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство. Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории. Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью — и девичьим, и женским. Татьяна — воплощение пушкинского идеала женщины. А достижим этот идеал, или нет, — каждая женщина должна ответить на этот вопрос хотя бы раз в жизни.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»