Разъяснения о лирических отступлениях поэта в романе “Евгений Онегин”

В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания “Евгения Онегина”. Пушкин упоминает в романе целый ряд лиц, чем-либо поразивших его пли бывших его друзьями, – Чаадаев, Дельвиг, Баратынский, Вяземский, Наполеон, Руссо, Вольтер, Байрон. Воображение поэта провидит светлое будущее страны, когда
– Шоссе Россию здесь и тут,
– Соединив, пересекут,
– Мосты чугунные чрез поды
– Шагнут

широкою дугой,
– Раздвинем горы, под водой
– Пророем дерзостные своды.
Лирические отступления романа содержат характеристики героев, оценки сюжетных ситуаций романа. Они важны также для восприятия образа самого автора – друга героев романа. По существу лирические отступления представляют собой публицистику романа. Они, однако, не задерживают его свободного течения. Композиция “Евгения Онегина” с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического
романа XX в.
В романтической поэме композиционным центром является один герой, носитель авторского замысла, воплощающей в себе основную идею поэмы; все остальные персонажи занимают как бы подчиненное главному герою место, они “играют” на него. Пушкин вводит не одного, а двух главных героев, за которыми стоят еще два второстепенных, но полностью раскрытых персонажа, а за ними встает целая галерея эпизодических фигур. И каждый из персонажей, способствуя характеристике главных героев, получает и свое объективное жизненное оправдание, являясь необходимой частью социально-исторической действительности. Продолжая параллель со сценой, можно сказать, что все они, не только главные герои, играют, составляя “ансамбль”, в котором даже маленький персонаж является необходимой частью целого. Так будет и в лучших романах после Пушкина.
Все предшествующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике стихотворного романа Пушкина. Поэт изобретает для “Евгения Онегина” специальную строфу, состоящую из 14 стихов, рифмующихся по определенной схеме. Но ни принятая Пушкиным композиция строф, ни то, что весь роман написан четырехстопным ямбом, не мешают бесконечному разнообразию оригинальных рифм и ритмических вариаций ямба. Стих Пушкина нередко самой своей мелодией сливается с содержанием образов, создаваемых поэтом:
– Однообразный и безумный,
– Как вихорь жизни молодой,
– Кружится вальса вихорь шумный;
– Чета мелькает за нотой.
– Пушкин прибегает и к звукописи, подчеркивая, детали художественного образа самим звучанием слова;
– Мазурка раздалась. Бывало,
– Когда гремел мазурки гром,
– В огромной зале все дрожало,
– Паркет трещал под каблуком,
– Тряслись, дребезжали рамы.
Художественная манера Пушкина в романе – точность в описании, гармоничность частей, ясность мотивировок. Пушкин всегда очень точен в изображении деталей. Он но прибегает ни к каким нарочитым эффектам, к которым побили прибегать романтики. Даже в изображении таких сцен, как дуэль, нет и тени мелодраматизма. Пушкин но впадает и в чувствительность, присущую сентиментализму. Имеете с тем необычайно разнообразны эмоциональные топа романа –


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


There is table opposite the chair.
Сейчас вы читаете: Разъяснения о лирических отступлениях поэта в романе “Евгений Онегин”