Пушкин. Гибель

В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, обе столицы облетели гневные и трагические строки : Погиб поэт! – невольник чести – Пал, оклеветанный молвой. Так Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель. Судьба Лермонтова – страшная трагедия русской литературы. Его талант, его огромный дар не успел себя. Поэтический мир М. Ю. соотносится с пушкинским. В раннем периоде творчества он подражает великому предшественнику,

в зрелом же постоянно спорит с ним и их голосами спорят две России – додекабристская и николаевская. Спорят два типа мировосприятия. Пушкин устремлен к дому, к теплу, уюту, его ценности в человеческой жизни. Любовь к родине – любовь к родному очагу, Михайловскому, куда так стремился поэт. Все это чуждо Лермонтову. Судьба с младенчества складывалась так, что дома не было. Ранняя смерть матери, вынужденная разлука с отцом заставляли чувстовать себя бездомным. События внешней жизни усилили трагедию разрушенного дома и невозможностью счастья. В основе его поэзии – тема одиночества, разобщенности людей. Его герой
говорит особым языком, в котором слово “любовь” означает измену, “дружба” – предательство, “надежда”- иллюзию. Он стоит один под резким и холодным ветром эпохи. Ни на кого не надеясь и не от кого не ожидая сочувствия. Он один против множества, бессилен против силы. Но не сломлен, не отказался от борьбы, хотя понимает и безнадежность. Он вечный странник во времени и пространстве. Стихи Лермонтова – это почти всегда напряженный монолог, искренняя исповедь. Образ поэта в лирике М. Ю. Л. – это образ художника – пророка, одушевленного божественным “глаголом”. Он обречен на непонимание, бесславный конец или трагическую гибель, потому что вовлечен в роковые конфликты. Стихотворение “Смерть поэта” принесло автору широкую известность. Оно выражает глубокое потрясение от извкстия о гибели Пушкина. Образ поэта в нем противопоставлен толпе. Он одинок, устремлен к высокому идеалу, полон достоинства, свободы, смелости. Поэт восстал против судьбы и погиб в этой борьбе. Свет, противостоящий поэту, – это молва, общества, несовершенный земной мирю. Поэт оклеветан, его жизнь сопровождают “мелочные обиды” , гонения, пустые похвалы, клевета, ложь, коварство. В последних строках выносится главное обвинение палачам поэта, стоящим “у трона” . Лирический герой обвиняет их в том, что они допустили убийство, стали палачами “свободы, гения и славы” . Личность художника, восставшего “против мнения света”, в этом стихотворении необычайно возвышается. В стихотворении “Поэт” Лермонтов сравнивает кинжал, превратившийся в “игрушку золотую”, с положением поэта в “век изнеженный”. Когда-то кинжал “звенел в ответ речам обидным”. Теперь он лишен смысла своего существования. Кинжал богато украшен, но стал бессславным предметом. Таков и поэт. В прошлом поэзия была оружием, имевшим власть над людьми. Поэт должен выражать “мысли благородные”, разоблачать “блестки и обманы” современности. Стихотворение заканчивается вопросом, в котором звучит и негодование, и призыв к действию: “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?” Стихотворение Лермонтова “Пророк” как будто продолжает одноименное пушкинское стихотворение. Намерение пророка следовать божьей воле разбивается о людское непонимание. В их глазах он читает только злобу и порок. Лирический герой бежит в пустыню. Он понятен для всей природы. Пророка слушают звезды, ему покорна “тварь земная” , со всем миром природы он находится в гармонии. Но его ученья, чистые порывы не трогают сердца людей. Он не в силах победить злобу и остается гордым, непобежденным среди враждебного мира. В огромный век, госящий разум, волю, Лермонтов владел гордым сердцем, пылкостью чувств. И стремился возвратить миру утраченную им гармонию, красоту, силу любви.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Методы взаимодействия.
Сейчас вы читаете: Пушкин. Гибель