Анализ стихотворения Пушкина “Деревня”

По жанровой характеристике близкое элегии, стихотворение выходит за рамки вольнолюбивой лирики.
В нем две части, первая из которых была опубликована поз названием “Уединение” (1826). Полностью “Деревня” была известна только в списках. Один из них был направлен автором царю, у котрого элегия получила неожиданно положительную оценку как выражение “добрых чувств”.
В первой части возникает картина сельской жизни, увиденной “от суетных оков освобожденным” лирическим героем. В “пустынном уголке” он видит благословенную антитезу “порочному двору Цирцей”, “роскошным пирам”, “величию неправому” “злодея иль глупца” – всему тому, что составляет содержание жизни в столице. Выстраивается ряд противопоставлений (суета – “спокойствие”, “забавы” – “труды”, “заблуждения”- “истина”), обрисовывающих ту пропасть, которая отделяет пороки света от гармонии “дубров” и полей. Средь них лирический герой находит “счастье”, здесь оживает его “свободная душа”, ищущая творчества (“Приют.вдохновенья”) и “размышленья”.
Любящему взору (“.люблю сей темный сад”) во всем видятся “следы довольства” (“овины дымные”, мельницы, стада, “парус рыбаря”) в деревенском быту. Лирический герой восхищен красотой природы (прототипическим был пейзаж Михайловского). В ней он замечает гармоничное сочетание цветов, запахов, звуков (“темный сад” и “светлые ручьи”, белый парус и “лазурные равнины”; цветы, “луг, уставленный душистыми скирдами” и “овины дымные”; “тишина полей” и “шум дубров”).
Детали пейзажа (рощи, поля, ручей, стада, челн рыбака) указывают на реминисцентный источник “Деревни”.
Стихотворение написано ямбом.
“Свободный”, “вольный” – эпитеты, играющие важнейшую роль в характеристике “счастья” на лоне природы (“праздность вольная”, “свободная душа”). Мотив простора в пейзаже в третей строфе имеет продолжение в образе путешествия в веках:
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас;
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Свободное размышление лирического героя касается как истин прошлого, прежде всего просветительских идеалов, так и современных впечатлений. Среди них наиболее сильным является “убийственное” противоречие между гармонией природы и враждой людей:
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.
Развитию “мысли ужасной” посвящена вторая часть стихотворения. Она не была опубликована в связи с остротой критики крепостного права, составлявшего основу вражды и рабства, “позорно”, “печально” выделяющихся на фоне “цветущих нив и гор”. В остальном же четвертая, самая объемная строфа в стихотворении (27 строк) представляет собой достоверную картину крепостного быта, заостренную благодаря антитезам.
Напряжение в лирическом сюжете нарастает, и кульминационной точкой является осознание героем своей ответственности за судьбу народа. Его “эхо” должно звучать в “грозном” голосе поэта. Тогда он может “сердца тревожить”, пробуждая Россию от векового сна:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?.
В завершающих строчках звучит стремление увидеть “наконец” не только “рабство, падшее по манию царя”, но и наступление “избраннейшего” дня свободы:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отчеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Grammatical category and its characteristic features.
Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения Пушкина “Деревня”