Герои и проблематика одного из произведений А. П. Платонова
Андрей Платонов — писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался «не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли».
Философский аспект творчества Платонова открывается в его повести «Котлован». Благодаря этому произведению, Платонов вошел в русскую литературу как удивительный мастер социально-философских, гуманистических «утопий-предупреждений», сложных «фантазий-тревог».
В центре повести «Котлован»
Главный герой повести — Вощев, человек размышляющий, ищущий смысл жизни. Его уволили с работы «вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». И он пошел странствовать, попросился на ночевку к рабочим, строившим котлован для нового здания, да так с ними и остался. В новых людях, встреченных Вощевым, — Сафронове, Чиклине, Жачеве — герой не видит стремление познать смысл жизни. Он видит лишь их изможденность, муки и тоску, которые их терзают. Все эти люди — всего лишь рабочая сила, как пушечное мясо на войне, — без истории и без лица, не имеющее ничего. Герои полны веры в социализм, пока ничем не оправданной, но и их вера начинает шататься: «так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»
Платонов не видит будущего у социализма, само название его повести символично: «котлован» — это яма для фундамента нового здания, «общепролетарского дома». В финале произведения здание так и не начнут строить. Это значит, что и коммунизма люди не построят, а если и построят, то он будет основываться на костях множества людей. Символично, что в котловане похоронена девочка Настя — олицетворение светлого будущего страны. Девочка погибает, не выдержав испытаний на пути к «счастливой жизни».
Как известно, дети у Платонова — символ будущего. «Дети — неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира», — говорил писатель. В повести описывается пионерский отряд — воспитанные в социализме дети. Изможденные, некрасивые, «с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки». Обреченность — вот главное слово в «Котловане». Но разве можно обреченно идти к счастью?
Еще одна вера Платонова — вера в вечное счастье. Счастье — это планетарная, а потому анонимная сила, оно всегда избирательно, человечно, его нельзя соорудить. Приглушенные варианты мечтаний о личном, индивидуальном счастье буквально вырываются в «Котловане» наружу. Для Жачева — инвалида, то появляющегося, то исчезающего из повести, идеальное существование — это полное отсутствие движения. Для Сафронова — ярого сторонника социализма — счастьем является непрерывная деятельность, для Чиклина и Прушевского — созерцание красоты. Но никто из героев не достигает «своего» счастья, а разве можно из несчастных людей создать счастливое общество будущего?
Таким образом, главной темой многопрофильной утопической повести Платонова является размышление о строящемся, но очень шатком «социалистическом рае». Писатель оказывается пророком, он предупреждает читателей о том, что не сбудутся мечты «главного человека» и у коммунизма не будет будущего.