Порицание тоталитаризма в повести Платонова “Котлован”


Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле – сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению Пашкина, в шесть раз.
Строители “общепролетарского дома” строят свое будущее буквально на детских костях. Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе всеобщего послушания, безумной жертвенности и слепоты, овладевшими страной.
Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди фантастических коммунистических руководителей и омертвелой массы он задумался и горько засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Задумавшийся “среди общего темпа труда”, Вощев не движется в соответствии с “генеральной линией”, а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: “Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?” Платонов хочет выяснить, что же именно могло двигать людьми, продолжавшими


рыть яму с таким усердием. Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.
“Котлован” – драматическая картина слома времени. Уже на первых страницах повести звучат два слова, которые определяли пафос времени: темп и план. Но рядом с ними возникают в повести иные ключевые слова, вступающие с первыми в очень непростые взаимоотношения: смысл происходящего и раздумье о всеобщем счастье.
“Счастье происходит от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла, – говорят Вощеву в завкоме. – Мы тебя отстаивать не можем, ты человек несознательный, а мы не желаем
Философ Н. Федоров, чьи идеи особенно близки писателю, говорил: “Когда люди малы, они чувствуют особенно остро всеобщее сиротство”. Идея “всеединства”, духовного объединения людей – извечный мотив русской христианской философии – у Платонова приобретает космический масштаб и вырастает в стремление осуществить “братство звезд, зверей и людей”. Против враждебных сил мира могут бороться лишь люди с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем.
Вторая, не менее важная идея сказки “Неизвестный цветок” – идея жизни. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Сначала лишь тело, не одухотворенное высокими помыслами, – мертвая материя. И лишь затем произойдет одухотворение, но только благодаря упорному труду, физическому и нравственному. Цветок растет на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще с одной важной философской идеей связана мысль о гибели цветка и возрождении его в своем сыне. Это идея воскрешения умерших отцов.
По мысли Платонова, жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.
Смерть как рубеж бытия и небытия становится началом новой, совершенной жизни, подобно тому, как дает молодые, сильные всходы зерно, захороненное в землю. И эти новые поколения всем обязаны своим отцам, уступившим им место на земле. Писатель верит, что когда-нибудь Вселенную можно будет “собрать” не только в пространстве, но и во времени, отдав тем самым долг отцам.
Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где памчть о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Paradigmatic grammar.
Сейчас вы читаете: Порицание тоталитаризма в повести Платонова “Котлован”