Стихотворения Юрия Живаго


Сборник представляет собой 17-ю, заключительную главу романа “Доктор Живаго” и по замыслу автора принадлежит главному герою этого произведения. Не все стихотворения напрямую связаны с сюжетом романа, однако все обнаруживают глубинную, идейно-тематическую связь с происходящими в нем событиями. Они создавались Пастернаком в период с 1946 по 1953 год; “отказ” поэта от их авторства обусловлен особого рода автобиографичностью романа, заключающейся не столько в схожести жизненных путей автора и его героя, сколько в близости их мироощущения и убеждений.
Гамлет. См. раздел “Анализ стихотворения”.
Фарисейство – Здесь: лицемерие, ханжество.
На Страстной. Стихотворение точно передает смысл и порядок Службы Страстей Христовых. Последняя неделя Великого поста носит название Страстной И посвящена воспоминанию о страданиях Иисуса Христа и о принесенной им искупительной жертве.
Великий (или Страстной) Четверг Соответствует пасхальной вечери Христа с учениками, Великая Пятница – Осуждению, распятию и погребению Христа. В ночь с Пятницы на Субботу процессия, символизирующая погребение, обносит вокруг храма Плащаницу – Полотно с изображением Христа во гробе после снятия с креста. По окончании Страстной Недели празднуется Пасха – Главный христианский праздник, установленный в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа на


третий день после распятия.
Псалтырь – сборник из 150 псалмов; одна из канонических книг Ветхого Завета и наиболее употребительных Священных книг в православном богослужении.
Притвор – Часть храма при входе.
Просфора – Небольшой круглый хлеб, использующийся в православном богослужении в Таинстве Причащения.
Паперть -крыльцо храма; обычное месторасположение нищих и калек.
Ковчег – Ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к Таинству Причастия.
Апостол – Богослужебная книга, включающая в свой состав Деяния Апостолов, их Послания и Апокалипсис.
Стихотворение знаменательно соотнесением смерти и Воскресения Христа со смертью и весенним возрождением природы, а также представлением о том, что Воскресение требует духовного усилия.
Шестое августа – особый день для Пастернака: именно этот день, когда 13-летним мальчиком он упал со скачущей во весь опор лошади, поэт считал началом своего творческого служения: “Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала.”. Теперь же, через 50 лет после того знаменательного события, поэт в стихотворении “Август” Прощается с “творчеством и чудотворством”. Для Пастернака было особенно важно, что по старому стилю 6 августа праздновалось Преображение Господне – Второй Спас – праздник, посвященный преображению Иисуса Христа перед лицом учеников на горе Фавор, Когда Он явился им в Своей Божественной славе: “просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет” (Матф.17, 2).
Зимняя ночь. “Свеча горела на столе, свеча горела” – с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б. Пастернака “Доктор Живаго”, началось творчество. Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) – и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и свое право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса. Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Theories of syllable formation and syllable division.
Сейчас вы читаете: Стихотворения Юрия Живаго