В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот “Домострой”, по другую – Катерина и молодое поколение города.
Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занимает маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он – олицетворение крепостничества и “Домостроя”. За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, “общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид”. Мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, “безудержно огромного”. Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, которой так боятся Кабаниха и ей подобные. По словам странницы Феклуши, “старый мир” уходит, лишь в этом городе “рай и тишина”, в других же местах “просто содом”: люди в суете друг друга не замечают, запрягают “огненного змия”, а в Москве “теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит”. Но и в старом Калинове что-то меняется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.
Познакомимся с остальными представителями Калинова.
Марфа Игнатьевна Кабанова – поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха”...

дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная невестка. Даже сетует: “Ничего-то не знают, никакого порядка. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”. В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба, с крестьянами, “поедом ест” домашних и не терпит возражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет, она и от невестки.
Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день “точит всех своих домашних, как ржа железо”, выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только “точит и пилит” членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый кулаками проучить “ругателя” в темном переулке.
Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное – деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может “потрепать по плечу” самого городничего.
Дикому и Кабанихе – представителям старого порядка, противостоит Кулигин. Ку-лигин – изобретатель, его взгляды соответствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести солнечные часы, “перпетуум мобиле”, громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме сим-волична гроза. Недаром так не любит Кули-гина Дикой, который обзывает его “червяком”, “татарином” и “разбойником”. Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его попытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Представители темного царства в пьесе “Гроза”