Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова

Поэмы «Мертвые души» и «Кому на Руси жить хорошо» помимо жанрового имеют и другие сходства. Одним из них является сходство
Композиций поэм, основанных на путешествии главных героев. Оба автора хотели написать произведения, в которых бы отображалась реаль жизнь на Руси во всем ее разнообразии. «Какой огромный, оригинальный сюжет!. Вся Русь явится в нем», — писал Гоголь в начале работы над «Мертвыми душами». И семеро мужиков — временнообязанных идут искать по Руси, «кому живется весело, вольготно». Таким образом,

оба сюжета завязаны на путешествии, что позволяет более разнообразно показать жизнь разных людей.
Путники Некрасова увидели и «ярмонку», со всей ее пестротой и мно-гоголосицей, и сенокос, и «пир на весь мир», побывали в деревнях, в одной из которых крестьяне, например, почти добровольно «подчиняются» всем прихотям выжившего из ума помещика (глава «Последыш»); в другой, затерянной в лесах, наоборот, никому не хотят подчиняться («Савелий, богатырь святорусский»), увидели множество разных людей: помещиков и их верных слуг, крестьян-предателей (таких, как Глеб) и честных людей (Ермил Гирин, Влас), народных
заступников и бунтарей (Савелий). Странники выслушали и горестный рассказ «счастливицы» Матрены Тимофеевны. Но к выбранной цели они так и не приблизились, поэтому путь их бесконечен.
У Гоголя Чичиков не ищет счастливого, не ищет истину. Его заставляет путешествовать по окрестностям города NN личная выгода, стремление скупить души умерших крестьян, которые еще не учтены в «ревизских сказках». Он сталкивается, в основном, с помещичьим сословием: от Манилова до Плюшкина. Дорога, выбранная Чичиковым, извилиста и темна, так же как и его цель. Чичиков, этот талантливый по-своему человек, растрачивает свои способности впустую. Жадность и желание обогатиться движут им. Может быть, поэтому и путь Чичикова не прямой. Дорога все время поворачивает, заводит его не туда, куда ему нужно. Вспомним, как он попадает к Коробочке. Заблудившийся герой сбился с пути. Эта сцена символична: жизнь Чичикова напоминает сбившегося с дороги путника. Не следует забывать также, что Гоголь хотел показать в последующих томах перерождение главного героя, его моральное исправление.
На нить дороги в обоих произведениях как бы нанизываются бусинки-фрагменты жизни русского народа. И нить эта, как и дорога, бесконечна. Поэма Гоголя открывается началом пути П. И. Чичикова: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка.»; и у Некрасова «на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков.»
Герои обеих поэм по пути встречают. не только людей, они видят и окружающую их природу. Вот описание дороги из «Кому на Руси жить хорошо»:
Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей.
Или:
.Но вы, поля весенние!
На ваши всходы бедные
Невесело глядеть!.
Здесь, как мы видим, изображение дороги является пейзажной зарисовкой.
Другое описание встречаем мы в «Мертвых душах»:
«Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему
Обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор.»; или:
«Счастлив путник, который после длинной. дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками. видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками.» В поэме Гоголя пейзажные зарисовки, как правило, предваряют дальнейшее повествование: это либо описание очередного помещика, либо лирическое отступление. Так, размышление о счастливом путнике, наконец попавшем в родимый дом, предшествует размышлению о двух типах писателей. Один выбирает путь, на котором его ждут почести и лавры, внимание публики. Другой не ищет славы, он честно описывает все мерзости жизни, бичует общественные недостатки. Такой путь тяжел, но он единственно правильный. Интересно, что именно это лирическое отступление в «Мертвых душах» вдохновило Некрасова. Он создал стихотворение, посвященное памяти Н. В. Гоголя, в котором в поэтической форме переложил содержание этого лирического отступления («Блажен незлобивый поэт»):
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства.
Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Оба произведения остались незаконченными, и, по-моему, путники Некрасова нескоро еще «в домишки воротятся и с женами увидятся, и с малыми ребятами», потому что понятие «счастья» у всех разное, да и есть ли на самом деле счастливые люди на Руси? Некрасов отвечает на этот вопрос утвердительно. Гриша Добросклонов, народный заступник, с которым странники так и не встретились, должен был примирить странников, ответив на их вопрос. «Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творится с Гришею». Для Некрасова счастье — это бескорыстное, бескомпромиссное служение Отечеству, народу. И именно такой герой изображен поэтом в главе «Пир — на весь мир». И несмотря на то что путешествия Чичикова и семерых мужиков так и не закончены, авторам все же удалось показать многие стороны жизни на Руси. Но главный вопрос так и остался без ответа:
«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ: не дает ответа».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема дороги, пути в поэмах «Мертвые души» Н. В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова