Основные мотивы лирики Некрасова
С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. В своем творчестве он выразил думы и надежды простых людей с такой силой, с какой это не удавалось ни одному поэту до него. Поэтому с уверенностью поэт говорит:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему.
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Картины жизни, созданные им, впечатляют правдой и глубиной. В своих произведениях он выразил самые сокровенные чаяния народа, его светлые стремления. С любовью, с сочувствием и
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!
Особое место в его творчестве занимают женщины-крестьянки. Николай Алексеевич показывает мучительную и трудную жизнь их в крепостной России и, вместе с тем, замечательные качества: красоту, нравственную чистоту, чувство личного достоинства. Очень красивыми и гордыми были они тогда. В их душах таились сокровища доброты и благородства. Все выносили и голод, и холод, и нужду, и бедствия. Но тяжелая, полная лишений и невзгод жизнь не сломила воли, не принизила
Своими стихами поэт выражал прогрессивное стремление современной ему передовой молодежи, будил ее сознание, призывал к действию:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило.
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.
В своих произведениях, посвященных русским писателям, Н. А. Некрасов, говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского он писал:
Узы дружбы, союзов сердечных
Все порвалось, мне с детства судьба
Посылала врагов долговечных,
А друзей уносила борьба!
Поэт очень жалеет, что «песни вещие их не допеты». Николай Алексеевич также высоко ценил труды критика:
Белинский был особенно любим.
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
На эту тему были написаны многие стихи, среди них «Поэт и гражданин», «Газетная», «Блажен незлобивый поэт».
Особенно мне нравится «Памяти Добролюбова». В нем Некрасов отразил жизненный подвиг его, духовную мощь лучших среди шестидесятников, «штурманов будущей бури». Здесь, по его словам, «старался выразить . идеал общественного деятеля». С точки зрения поэта, это человек суровый, умный, рассудительный. Его чувства проникнуты беспредельной любовью к Родине. Он целомудренно сдержан, но это не говорит о том, что не способен отдать себя во имя ее:
Учил ты жить для славы для свободы.
Но более учил ты умирать.
Чтобы отчизна стала лучше, краше, Добролюбов отдавал ей свои труды, надежды, помыслы. Он делал все для того, чтобы быстрее пробил час революции, настало светлое будущее:
Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой
Некрасов скорбит о молодом друге, соратнике и гордится им как истинным героем:
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Хотя и прошло много лет со дня его смерти, однако он остается в сердцах людей, а его труды высоко ценятся. Некрасов скорбит, что такого человека потеряла русская земля, в то же время поэт призывает ее гордиться за такого сына, в котором
Сокровища душевной красоты
Совмещены были благодатно.
Н. А. Некрасов говорит, что
Когда б таких людей
Ты иногда б не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Стихотворение звучит торжественно, как гимн герою, который заслужил право на бессмертие, на благодарную память потомков. Последняя строка неожиданно обрывается, словно поэт не в силах закончить речь или умолкает, охваченный думами о человеке, о жизни, о бессмертии.
В «Памяти Добролюбова» немало художественно-изобретательных средств. Особую выразительность придают риторические восклицания, которые помогают выделить основную мысль, находящуюся в нем, подчеркивают чувства автора, его отношение к этому человеку. Сравнения усиливают эмоциональность речи поэта. Например:
Как женщину, ты родину любил.
Такие эпитеты, как «любовнице суровой», «светлый рай», «вещее перо» и др. , помогают представить нам, оценить этого человека, узнать его убеждения, занятия. Точно подобранные глаголы: не дал, умел, учил, отвергал и другие дают понять, что Добролюбов имел огромное влияние на современников и последующее поколение.
Изучив лирику Некрасова, я убедилась, что это истинный народный поэт. Его стихи не потеряли актуальность и в наши дни. Из них мы узнаем о творчестве и деятельности выдающихся людей его эпохи, о тяжелом положении крестьян, о роли поэта и поэзии в обществе. Они заставляют задуматься над нашей историей.