Величие духа свободы в поэзии А. Мицкевича
Когда же свободы заря заблестит, —
Дневная ли бабочка к солнцу взлетит,
В бескрайнюю даль свой полет устремляя,
Иль мрака создание — совка ночная?
А. Мицкевич
Творчество известного польского поэта и мыслителя Адама Мицкевича имело большое значение для развития национальной и мировой культуры. Певец дружбы народов и свободы людей, друг декабристов и Пушкина, во многих своих произведениях он выступал как истинный патриот, преданный своей родине, озабоченный судьбой своего народа. Его стихотворения, баллады, поэмы отражают
В своих произведениях Мицкевич часто подчеркивал тяжелое положение народа, выступал с критикой крепостнического строя:
Я долго прожил в отчизне,
Но радости в ней не встретил,
Не видел счастливой жизни.
Я видел страданья правых
И горе с нуждою в хатах,
Ничтожность сердец лукавых
И жадность в глазах богатых.
Поэт всегда стремился воспеть «правду люда», противопоставляя ее «мертвым правдам», несправедливым
Творчестве писателя в бунт общественный. Так, в поэме «Гражина» он впервые реализовал идею страстного служения родине, призвал к сплочению, объединению в борьбе за самостоятельность и свободу. Свою героиню автор наделил самыми высокими моральными качествами, мужеством, героизмом, благородством и глубоким патриотизмом.
Намек на патриотические чувства содержится и в эпиграфе к его «Крымским сонетам»: «Кто хочет поэта постичь, должен отправиться в его страну». Для Мицкевича природа Крыма стала союзницей, фоном для его раздумий, источником душевного равновесия. Но образ отчизны всегда присутствовал рядом с ним:
Передо мной страна волшебной красоты,
Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица,
Так почему ж душа в далекий край стремится,
В былые времена влекут меня мечты?.
Даже в Млечном пути автор видит слезы пленницы, выражение беспредельной тоски по родине. В «Крымских сонетах» основным мотивом является тоска по родному краю, по гармонии, по полноценной жизни. В последующих же произведениях поэт все чаще провозглашает безоглядность действий и поступков во имя свободы отчизны — так как человек не может быть счастлив, если родина в неволе.
В поэме «Конрад Валленрод» Мицкевич также выдвигает главную идею — борьбу с самодержавием. Его герой ценой собственной жизни уничтожает крестоносцев — поработителей Литвы — и добивается независимости для своей страны.
Судьба отчизны, людей, всего человечества всегда оставалась основной темой в творчестве Мицкевича. Он воспевал героические подвиги народа во время восстания, поддерживал моральный дух его участников. Он остро ощущал себя голосом, совестью народа. И свою задачу как поэта видел именно в том, чтобы быть «трубой, зовущей к бою», соединяющей в одно целое времена и народы, выражающей народные надежды и стремления. Поэт и родина для него одно и то же. Он — народ, так как страдает за народ.
Ковчег завета не подвластный самым
Безудержным ударам силы вражьей;
О песнь народа, ты стоишь на страже
Перед его воспоминаний храмом,
Архангельские крылья простирая
И меч его подчас в руке вздымая.
Мицкевич глубоко переживал, видя рабское положение и страдания народа, но он верил в великое будущее, утверждал, что народ «полон свежести, здоровья и силы».
Глубокую оценку прошлого, настоящего и будущего страны и
Людей поэт представил в поэме «Пан Тадеуш». Здесь слышатся торжественные ноты, направленные на поднятие духа народа. И, хотя надежды на завоевание свободы пока живут только в душах героев, автор утверждает, что вера в сердце — главный шаг на пути к поискам утраченной родины.
Адам Мицкевич по своим настроениям и убеждениям всегда оставался революционером. Он призывал рабочих к революционной борьбе с буржуазией, предостерегал от уступок и смирения, открывал перспективы, которые несет крестьянству революция, предсказывал гибель эксплуататорского класса. Несмотря на страдания, отчаяние, нужду, которые пришлось испытать ему в жизни, он всегда нес в своем сердце негаснущий огонь Прометея.