Повествовательная организация повести «Очарованный странник»
Воссоздание особой реальности русского мира происходит у Лескова через язык народа. Природа народного характера предстает у него в Стихии речи: В слове, в манере рассказывания историй, в интонации героя. Язык для писателя — та корневая система, которая создает нацию и питает ее. Читатель находится в постоянном языковом напряжении, вслушиваясь в звучащую речь рассказчика.
Повесть «Очарованный странник» организована как сказ. Сказ — это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизационный
Внешняя композиция повести составляет 20 глав. Первая глава выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, последующие главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина о прошедшей жизни. Начало первой главы можно сравнить с пространной драматургической ремаркой автора, предваряющей будущее театральное действо — моноспектакль, главное действующее лицо которого и исполнитель его роли сам Иван Флягин.
Мир, возникающий на страницах повести, увиден, пережит, оценен рассказчиком в соответствии с его системой жизненных ценностей. Именно
Из «обширно протекшей жизненности» Ивана Северьяновича вычленяются субъективно значимые эпизоды, причем для его характеристики читателю важно и то, что пропущено или «забыто» героем. Повествование движется не в соответствии с канвой хроникального сюжета, но определено и мотивировано логикой воспоминаний и ассоциаций рассказчика. Объектом изображения в повести Лескова становятся, таким образом, субъективные переживания Ивана Флягина, выраженные в резко характерной манере его речи.
Сказ Лескова стилистически неоднороден. В рассказе Ивана Флягина воспроизводятся речевые обороты множества персонажей, роли которых он проигрывает, демонстрируя их взгляд на происходящее и особенности характера. Возникает иллюзия множественности самостоятельных точек зрения, выражающих динамичный взгляд на событие, персонаж, предмет.
Проговаривая чужие роли (князя, Груши и иных героев), рассказчик, безусловно, накладывает на эти образы отпечаток личного отношения к ним. Автор же провоцирует сюжетные ситуации, принуждающие читателей дать варианты собственных оценок услышанного.
Сказ в художественном мире Лескова не средство для внешней отделки рассказа, не элемент занимательности или экзотичности, он является важнейшей составляющей содержательной стороны произведения. Возникшее у читателей впечатление многоракурсного изображения жизни создает динамическое всестороннее освещение образа и предполагает возможность и необходимость различных интерпретаций его смысла.