Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”

Поэма М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова” проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой волей. В “Песне.” рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну – жену удалого купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими притязаниями бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.
В этом произведении автор столкнул две силы – народную правду и самодержавное своеволие, честь и бесчестие. Народная правда воплотилась в образе простого человека – купца Калашникова. Это русский национальный характер – цельный, героический. Это человек правды, достоинства и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев, Степан Парамонович – замечательно воссозданный образ человека XVI века. Согласно традициям старины, он строг со своей женой. Жена его, Алена Дмитревна, покорна воле супруга, полна любви к нему, она видит в нем своего защитника и верного друга. В духе старины и поединок с обидчиком. Для Калашникова борьба за честь мужа и опозоренной жены – одновременно борьба и за правду вообще. Скромный купец отстаивает человеческое достоинство, право простого человека не подчиняться притязаниям знатного опричника и царского любимца. Степан Парамонович просит своих братьев выйти на поединок с опричником, если сам он погибнет в бою.
– Опозорил семью нашу честную
– Злой опричник царский Кирибеевич;
– А такой обиды не стерпеть душе
– Да не вынести сердцу молодецкому.
“На Москве-реке при самом царе” собирается он “выйти на опричника”, в кулачном бою “насмерть биться, до последних сил. за святую правду-матушку”. Рано утром собрались “удалые бойцы московские” на берегу Москвы-реки на кулачный бой, “разгуляться для праздника, потешиться”.
Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, “оцепили место в двадцать пять сажень, для охотницкого бою, одиночного”. И состоялся бой между молодым царским опричником и “удалым купцом Калашниковым”, в котором купец побеждает бесчестного врага. Отстаивая правду, честь и “закон Господний”, Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:
– Я убил его вольной волею,
– А за что, про что – не скажу тебе,
– Скажу только Богу единому.
– Душевное величие, истинная человечность
– слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:
– Поклонитесь от меня Алене Дмитревне, Закажите ей меньше печалиться, Про меня моим детушкам не сказывать.
Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что у него есть некоторые положительные качества. Это удалой боец, преданный царю, человек сильных страстей, способный на сильную любовь. Но при этом он – самонадеянный и чванливый “буйный молодец”, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна “в церкви божией перевенчана” с молодым купцом.
Степан Калашников – цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его народное начало. И народ помнит и величает удалого героя, сочувствует ему, его “безымянная могилка” никого не оставляет равнодушным.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Жизнь печорина.
Сейчас вы читаете: Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”