Романтическая гипербола в поэме «Мцыри»

Поэмы Лермонтова — «Мцыри» (1839) и «Демон» (1841). В них, как в лирике и в драмах Лермонтова («Странный человек», 1831; «Маскарад», 1835), противоречия социальной действительности раскрываются через страдания и борьбу гордой, сильной, но одинокой личности. Поэмы отличаются напряженностью повествования, романтической укрупненностью характеров. У пятнадцатилетнего отрока Мцыри, который физически был «слаб и гибок, как тростник», могучий дух. Демон поставлен поэтом над всей Вселенной, он единоборствует с самим богом. Романтическая

гипербола, как и фантастика, явились в поэмах Лермонтова не искажением действительности, а формой, способом раскрытия ее закономерностей.
Надо учитывать, что в 30-е годы образ положительного героя до конца мог быть раскрыт либо на материале прошлой исторической жизни (образ Калашникова), либо с помощью романтического преувеличения. В самой жизни положительные силы в годы реакции не заявляли о себе с достаточной определенностью. Поэтому обращение к романтическим формам художественного изображения вызвано не только склонностью Лермонтова к яркой поэтике, но и самим предметом повествования. Утверждая идеал положительного
героя, Лермонтов выступал за переустройство существующих отношений между людьми. Но романтизм Лермонтова не сводился к дидактике. Создавая романтические образы, поэт не уходил от действительности. Обобщая ее передовые тенденции, он рисовал характеры, в которых отразились многие моменты реальной жизни. Благодаря романтической условности Лермонтову удалось передать тоску по прекрасному идеалу, жажду свободы, подвига во имя высоких общественных целей, то, что осознавалось лучшими людьми эпохи как необходимость.
Наиболее полно особенности романтических произведений Лермонтова раскрылись в поэме «Мцыри». Написана она в форме исповеди героя. Фабула сжата до предела. Центральная идея произведения заключена в прославлении жизни, любви к родине, стремлении человека к свободе.
Поэма начинается прологом — описанием развалин древнего грузинского монастыря. В душных его кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца, к моменту исповеди — юноши. События перенесены в прошлое, но их логика воспринимается сквозь призму современности. Мрачный монастырь, подобный тюрьме, юноша, оказавшийся в неволе,- все это напоминало о печальной судьбе лермонтовского поколения. Можно сказать, что и оно задыхалось в тисках реакции, как Мцыри в келье. Вместе с тем образ Мцыри не только обобщение трагической судьбы лермонтовского поколения, но и воплощение авторского идеала.
Попав в монастырь, лишившись свободы, родины, Мцыри не смирился, подобно тем, о ком сказано в «Думе». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем благодаря своей отваге, силе духа. Однако достичь конечной цели («пройти в родимую страну») ему не удалось. После трех дней скитаний, не зная дороги на родину, Мцыри оказался у стен монастыря. Полуживым его подбираютмонахи и приносят в келью. Юноша умирает с горькой мыслью о том, что ему никогда не удастся увидеть край своих отцов.
Если образ Мцыри рассматривать как обобщение порывов передовых людей 30-х годов XIX в., то можно сказать, что смерть героя исторически точно обозначила невозможность свободы в условиях общественной реакции. Но Лермонтов заостряет внимание читателя не столько на крушении надежд героя», сколько на том, что дух его не смирился со средой, о чем свидетельствуют предсмертные слова Мцыри:
Пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют.
Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял
Побежденный физически, но не сломленный духовно, он олицетворяет собой торжество воли, устремленной к борьбе. Преданность свободе делает образ Мцыри идеальным, героическим.
Поэма «Мцыри»- одно из лучших поэтических творений Лермонтова. Она не велика по объему, но исключительно богата по интонациям, колориту. Тут «и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и. гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мраки ночи, и торжественное величие утра.» — гак определял Белинский «спектр» настроений, запечатленных в исповеди героя. Поэма отличается психолоизмом, элегической окрашенностью, что способствовало передаче душевной боли и затаенных дум лучших людей 30 х годов.
Особо надо сказать о картинах кавказской природы. Лермонтов здесь проявил себя как неподражаемый художник. В «Мцыри» он сумел запечатлеть свой Кавказ, и чем-то более красочный, чем Кавказ Пушкина. Гордая величавость рисунка в сочетании с подчеркнутой строгостью его отдельных деталей отличают картины Лермонтова:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубеем,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Реалистические краски здесь удачно дополняются романтическими штрихами («курилися, как алтари»). Художественной выразительности повествования соответствует и система образных, языковых средств. Лермонтов брал «цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров. вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму» (В. Г. Белинский).

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Романтическая гипербола в поэме «Мцыри»