Романтическая гипербола в поэме «Мцыри»
Поэмы Лермонтова — «Мцыри» (1839) и «Демон» (1841). В них, как в лирике и в драмах Лермонтова («Странный человек», 1831; «Маскарад», 1835), противоречия социальной действительности раскрываются через страдания и борьбу гордой, сильной, но одинокой личности. Поэмы отличаются напряженностью повествования, романтической укрупненностью характеров. У пятнадцатилетнего отрока Мцыри, который физически был «слаб и гибок, как тростник», могучий дух. Демон поставлен поэтом над всей Вселенной, он единоборствует с самим богом. Романтическая
Надо учитывать, что в 30-е годы образ положительного героя до конца мог быть раскрыт либо на материале прошлой исторической жизни (образ Калашникова), либо с помощью романтического преувеличения. В самой жизни положительные силы в годы реакции не заявляли о себе с достаточной определенностью. Поэтому обращение к романтическим формам художественного изображения вызвано не только склонностью Лермонтова к яркой поэтике, но и самим предметом повествования. Утверждая идеал положительного
Наиболее полно особенности романтических произведений Лермонтова раскрылись в поэме «Мцыри». Написана она в форме исповеди героя. Фабула сжата до предела. Центральная идея произведения заключена в прославлении жизни, любви к родине, стремлении человека к свободе.
Поэма начинается прологом — описанием развалин древнего грузинского монастыря. В душных его кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца, к моменту исповеди — юноши. События перенесены в прошлое, но их логика воспринимается сквозь призму современности. Мрачный монастырь, подобный тюрьме, юноша, оказавшийся в неволе,- все это напоминало о печальной судьбе лермонтовского поколения. Можно сказать, что и оно задыхалось в тисках реакции, как Мцыри в келье. Вместе с тем образ Мцыри не только обобщение трагической судьбы лермонтовского поколения, но и воплощение авторского идеала.
Попав в монастырь, лишившись свободы, родины, Мцыри не смирился, подобно тем, о ком сказано в «Думе». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем благодаря своей отваге, силе духа. Однако достичь конечной цели («пройти в родимую страну») ему не удалось. После трех дней скитаний, не зная дороги на родину, Мцыри оказался у стен монастыря. Полуживым его подбираютмонахи и приносят в келью. Юноша умирает с горькой мыслью о том, что ему никогда не удастся увидеть край своих отцов.
Если образ Мцыри рассматривать как обобщение порывов передовых людей 30-х годов XIX в., то можно сказать, что смерть героя исторически точно обозначила невозможность свободы в условиях общественной реакции. Но Лермонтов заостряет внимание читателя не столько на крушении надежд героя», сколько на том, что дух его не смирился со средой, о чем свидетельствуют предсмертные слова Мцыри:
Пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют.
Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял
Побежденный физически, но не сломленный духовно, он олицетворяет собой торжество воли, устремленной к борьбе. Преданность свободе делает образ Мцыри идеальным, героическим.
Поэма «Мцыри»- одно из лучших поэтических творений Лермонтова. Она не велика по объему, но исключительно богата по интонациям, колориту. Тут «и бури духа, и умиление сердца, и вопли отчаяния, и тихие жалобы, и. гордое ожесточение, и кроткая грусть, и мраки ночи, и торжественное величие утра.» — гак определял Белинский «спектр» настроений, запечатленных в исповеди героя. Поэма отличается психолоизмом, элегической окрашенностью, что способствовало передаче душевной боли и затаенных дум лучших людей 30 х годов.
Особо надо сказать о картинах кавказской природы. Лермонтов здесь проявил себя как неподражаемый художник. В «Мцыри» он сумел запечатлеть свой Кавказ, и чем-то более красочный, чем Кавказ Пушкина. Гордая величавость рисунка в сочетании с подчеркнутой строгостью его отдельных деталей отличают картины Лермонтова:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубеем,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Реалистические краски здесь удачно дополняются романтическими штрихами («курилися, как алтари»). Художественной выразительности повествования соответствует и система образных, языковых средств. Лермонтов брал «цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров. вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму» (В. Г. Белинский).