Великая тайна любви в творчестве Куприна

В 1964 году вышел на экраны фильм «Гранатовый браслет» по одноименной
Повести Куприна. В фильме были задействованы такие актеры, как Ариадна
Шенгелая, Игорь Озеров, Олег Басилашвили. Поставил этот фильм режиссер
Абрам Роон. Конечно, следует отметить великолепную игру актеров,
Безупречную постановку, тонкое чутье режиссера и умение его изложить на
Экране все малейшие подробности и нюансы повести. Так сказал бы любой
Профессиональный критик (с одним мне даже довелось общаться). Но для
Меня, как для любителя, этот фильм

никогда не станет положительно
Интересным и любимым. Дело в том, что в фильме подробно показаны основные
Сцены повести, слишком затянуты такие сцены, как концерт Женни Рейтер,
Праздничный обед на дне рождения Веры Шеиной. Да, повесть трагична, и
Режиссер сумел создать напряженную атмосферу, пустив фоном гул. Но все
Же, на мой взгляд, вся трагичность и то, что указывает на приближение
Трагедии, больше выражено в действиях героев, но не в их молчании. К тому
Же близость сценария к книжному тексту тоже навевает своеобразную тоску.
Такие фильмы, конечно, помогают раскрывать смысл произведения, но в
то же
Время, способствуют тому, что люди станут меньше думать, слабее
Представлять себе героев, а я считаю, что фантазия у человека — это самый
Высший дар.
Но, повторюсь, я оцениваю этот фильм лишь как любитель. Может, этот
Фильм и стал культовым, получил много наград, но на меня сильного
Впечатления не произвел.
Противоположной «Гранатовому браслету» по философской мысли является
Повесть «Яма» (1908-1914). Герой повести защищает дорогой писателю
Взгляд: «Человек рожден для великой радости, для беспрестанного
Творчества, в котором он — бог, для широкой, свободной, ничем не
Стесненной любви ко всему: к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к
Милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с ее блаженным
Материнством.» Здесь, может быть, более четко, чем во многих других
Вещах, сближены священные для Куприна понятия — творчества и любви. Она
Толкуется как таинственная энергия, созидающая гармонию земного бытия, в
Том числе человеческих отношений. Трагедия человеческого существования
Полнее всего выражена в «Яме».
С момента появления вплоть до наших дней к ней относились с
Осторожностью. Пугала тема — жизнь проституток в публичном доме.
Неприятные эмоции усиливались после знакомства с посвящением: «Знаю, что
Многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от
Всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству» (курсив автора).
Точку зрения автора в большей мере выражает в «Яме» репортер Платонов.
Выше было уже приведено его представление о подлинном назначении
Человека, рожденного для радости, творчества и любви. Осуществление этого
Идеала Платонов усматривает в отдаленном будущем, «когда земля станет
Общей и ничьей, когда любовь будет абсолютно свободна, а
Человечество сольется в одну счастливую семью.». Образ светлого
Грядущего вновь возник в воображении писателя, тем усилив, однако,
Неприятие всех реальных форм социального бытия.
Платонов — чистый, т. е. не пользующийся услугами продажных женщин,
Наблюдатель за отвратительным публичным домом. Свой интерес к нему он
Объясняет тем, что здесь обнажается самая суть вопиющего положения вещей:
«Нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы основная, главная правда
Сияла с такой чудовищной, безобразной голой яркостью, без всякой тени
Человеческого лганья и самообмана». Проституция, по Платонову,
Квинтэссенция повсеместно бытующих пороков — «публичная женщина —
Общественный сосуд для стока избытка городской похоти». Резче сказать,
Наверное, нельзя. Но и в поведении «живого товара» усмотрена печать
Общего падения. Доступное, привычное гнусное ремесло приручает
Несчастных, делает их откровенными выразителями, даже защитниками
Скрываемых всеми другими позорных устоев.
Убеждения Платонова подтверждаются целой серией событий и эпизодов
Повести. Ужас вызывает быт, развлечения, болезни обитательниц дома
Терпимости. Не менее страшна безысходностью история Любки, которую
Захотел спасти студент Лихонин. Вот где реализм писателя набрал крайнюю
Степень жесткости.
И все же. Нельзя отождествить позиции Платонова и создателя «Ямы» (как
Это часто делалось). Повесть в ее целостном звучании доносит подлинно
Купринское отношение к человеку. Среди «горьких сестер» писатель выделяет
Немало лиц, мучительно, болезненно воспринимающих проклятье своего
Положения: одни — стихийно, бессознательно (Манька Беленькая, Любка),
Другие — с острым мстительным чувством (Женя) или расчетливым желанием
Освободиться из неволи (Тамара). Нет, не умерла в них душа. Трагический
Исход надежд и планов этих женщин (к чему подводит и чем завершается
Повествование) — открытое, гневное обличение преступного мироустройства,
От которого и предостерегал Куприн матерей и юношество в своем
Посвящении.
По этой повести был так же снят фильм, который так и назывался «Яма».
Читая летом такие повести Куприна, как «Олеся» и «Гранатовый браслет» я
Вовсе не догадывалась, что Куприн мог написать такую пошлую и развратную
Повесть. А прочитать ее меня надоумил, как это ни странно, Олег
Меньшиков, который и снимался в этом фильме. Дело в том, что он является
Моим любимым актером, и я знаю наизусть практически все фильмы с его
Участием. Когда этот фильм начался, я увидела такую надпись в титрах: «.в
Фильме по мотивам повести А. И. Куприна «Яма». Посмотрев весь фильм, во
Мне зародилось сомнение: тот ли это Куприн? Когда я прочитала повесть, то
Поняла: это именно тот Куприн, который так привлекает меня своей
Философией.
Но теперь вернемся к фильму. Про него я могу сказать: «Вот это шедевр!»
Сама повесть занимает в книге три сотни страниц, и, несомненно, в фильме
Невозможно показать все дословно. Режиссер, на мой взгляд, сделал
Гениальную вещь: он приписал события, происходящие в книге с одними
Действующими лицами, другим. Это указывает на то, что не важно, кто
Совершает те или иные поступки, а важно как он их совершает, и что после
Этого происходит. Тем самым режиссер Светлана Осадчая не сделала этот
Фильм скучным, а привнесла в него много нового, что не только не
Способствовало потере смысла повести, но помогло точнее понять его.
Конечно, можно сказать, что такие режиссерские ходы могут уж совсем
Разучить человека думать. Я так не считаю. Такие режиссерские ходы
Заставляют человека задуматься. А задуматься действительно есть о чем.
Многие знают, что по соседству живут падшие люди, но относятся к ним с
Презрением, хотя некоторые из них заслуживают хотя бы жалости, не говоря
Уже о сострадании и помощи. Я и сама отношусь к людям, которые все
Замечают, но ничего не хотят изменить, но «Яма» заронила во мне тень
Сомнения, сейчас я размышляю над тем, как относиться правильнее к людям
«со дна». Возможно, когда-нибудь я буду способна им помогать и подавать
Руку. Положительная моя сторона стремится к этому, но отрицательная все
Же еще противоборствует.
Если сравнить фильмы «Гранатовый браслет» и «Яма», то я могу смело
Сказать: «Яма» — это великое творение режиссера, основанное не великом
Произведении Куприна.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Великая тайна любви в творчестве Куприна