Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Повести А. И. Куприна о любви представляют собой литературные произведения, которые во все времена будут вызывать неизменный читательский интерес. Наверное, потому что они «следствия житейских наблюдений. Все пережито, все увидено воочию, все услышано самим писателем. Это сообщает прозе Куприна неувядаемую свежесть и богатство». Так писал о великом русском писателе К. Г. Паустовский.
Любовь в жизни человека играет, несомненно, созидательную роль. Она является причиной многих поступков и деяний (в искусстве, науке, творчестве) людей,
Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» наряду с другими произведения этого же рода («Су — ламифь», «Олеся») посвящена не просто любви, а любви настолько необыкновенной, что к ней не остается равнодушным ни один из персонажей. Сколько реакций
А. И. Куприн ничего «пронзительнее» этого рассказа о любви не написал, а К. Г. Паустовский справедливо считал, что «один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви — и самых печальных» — это купринский «Гранатовый браслет».
В основу его положена история любви «маленького человека», бедного телеграфиста Желткова к представительнице светского общества одного из приморских городов княгине Вере Шейной. Особенностью этой любви является то, что встреча этих людей происходит только при трагической развязке, и то, когда один из них мертв. Это любовь односторонняя, нашедшая воплощение только в письмах. Но сила чувства, его трагический накал, истинность и нравственное совершенство так велики, что вызывают у всех персонажей повести желание пересмотреть свою жизнь, найти в ней что-нибудь подобное.
Генерал Аносов, умудренный жизнью человек, говорит Вере о том, что теперь меркантильные соображения чаще всего берут верх в вопросах счастья, «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та любовь, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Княгине Вере выпало в жизни встретиться именно с такой любовью. Не ее вина в том, что она не сразу ее оценила, ведь ничего похожего в ее жизни и жизни ее знакомых не было. А признаваться себе в нравственном совершенстве других людей отнюдь не типично, поэтому и способно подобное чувство вызвать разные мнения. Это состояние можно объяснить чем угодно, даже сумасшествием, только не проявлением нормальных душевных качеств человека.
Желтков прекрасно понимает, что его чувство безответно, что он обречен на страдания, но сил прекратить их он в себе не находит. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас».
Он пытается объяснить княгине природу своего чувства: «. .я люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли». Не больше и не меньше. От таких слов у любого закружится голова.
Брат и муж княгини пришли к Желткову не просто вернуть гранатовый браслет, они пришли потребовать удаления любви из жизни этих людей. А бедный телеграфист богаче их нравственно, он понимает, что такое возможно только в случае его смерти, и решается на это. Почему? Без этой любви его жизнь теряет всякий смысл, без возможности писать письма человек духовно мертв. «Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. От глубины души благодарю Вас за то, что я Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу».
Даже муж Веры, князь Шеин, был глубоко потрясен этим чувством: «Я скажу, что он любил тебя, и вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствовал при громадном страдании, от которого люди умирают».
Смерть не принесла ему страдания, он остался навеки наедине со своим чувством, сохранив в себе образ любимой. Своего чувства он не предал, не отдал его, не свыкся, что обыкновенно происходит в жизни. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю его жизнь».
В финальной главе волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты, название которой было написано в предсмертной записке Желткова, в ее сознании невольно складываются.: поэтические строки, как бы произносимые умершим человеком, любившим ее, с их рефреном: «Да святится имя Твое». «Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая. повторяется только один раз в тысячу лет. И душа ее как будто раздвоилась».
Без потрясающего финала «Гранатовый браслет» не поднялся бы до уровня прекрасной трагическкой поэмы о безнадежной любви, каким он вошел в сознание читателей.
Финал «Гранатового браслета» силой правды нес с собой мысль о потрясающем душевном превосходстве полунищего мелкого служащего над светской надменной верхушкой, над привилегированным классом общества.
Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила. И я думаю, что так будет всегда.