Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое час первой русской революции
Александра Ивановича Куприна как человека и писателя сформировало грозовое час первой русской революции.
Это оно сообщило купринским картинам — как ни мрачна была их правда — мечту о будущем, страстное ожидание бури, которая очистит и преобразит мир. Заветная мысль Куприна-гуманиста о трагическом противоречии бытия: изначально прекрасный человек среди благой и щедрой природы и — зверский, противоестественный собственнический строй, несущий ему мучения и погибель.
Одним из замечательных созданий А. И. Куприна является повесть
Княгиня Вера любима и любит мужа, «прежняя страстная любовь к мужу давнехонько уже перешла в чувство прочной, верной, истинной
Княгиня окружена блестящим обществом, но откуда эта щемящая тоска, не покидающая ее. Слушая рассказы дедушки о любви, Вера Николаевна понимает, что она знала человека, который был способен на истинную любовь — «бескорыстную, самоотверженную,
Не ждущую награды. Про которую сказано — «сильна как смерть» .такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — совсем не труд, а более того радость. Любовь должна быть трагедией.»
Не такую ли любовь испытывает «маленький телеграфист» Желтков? Куприн блестяще показывает, что не зависят высокие моральные качества от сословной принадлежности человека. Это дано Богом — суть человеческая, способная любить, может существовать в бедной лачуге и во дворце. Для нее не существует ни границ, ни расстояний, ни запретов. Желтков признается, что не в силах разлюбить княгиню Веру. Только смерть сможет оборвать это прекрасное и трагическое чувство. Как созвучны мысли бедняка Желткова и аристократа Аносова. «Семь лет безнадежной и вежливой любви» телеграфиста дают ему право на
Уважение. Муж Веры, Василий Львович, понял Желткова, может быть, позавидовал таланту этого человека.
После кончины Желткова княгиня Вера казнится, что не предотвратила его самоубийства, хотя чувствовала, предвидела такой конец. Она задает себе вопрос: «Что это было: любовь или сумасшествие?» Василий Львович признается жене, что Желтков не был сумасшедшим. Это был великий влюбленный, который не мыслил свою жизнь без любви к княгине Вере, и когда ушла последняя надежда, он умер.
Неизъяснимая тоска охватывает княгиню Веру, когда она видит мертвого Желткова и понимает, «что та любовь, о которой мечтает каждая леди, прошла мимо нее.»
Куприн не дает никаких оценок и нравоучений. Писатель лишь сообщает прекрасную и грустную историю о любви.
Души героев проснулись в ответ на великую любовь, и это главное.