Примеры чистой и возвышенной любви в творчестве Куприна
А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви Этой вечной и прекрасной теме он посвятил три повести — «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся
Коротко остановимся на сюжете произведения, что поможет осознать основные проблемы, которые затрагиваются в нем, понять обстоятельства трагической любви «маленького человека», почувствовать особенности времени. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего света. Восемь лет длится безмолвная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных
Он готов растоптать, уничтожить «плебея», который не боялся делать знаки внимания потомственный дворянке. Близкие княгини люди считают бедного телеграфиста ненормальным, чуть ли не маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит быть откровенной княгиня, догадывается о искренних мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью зачерствевших душ, герой повести погибает. «Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленного телеграфиста.
И все же он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной возлюбленной. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющий, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, что подняло его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое». Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» — это чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Известно, что писатель всегда старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены действительные факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство.
Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не основываться на выгоде и пользе: любовь должна быть самой большой тайной в мире, никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких, возвышенных чувствах, на взаимоуважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должно стремиться к идеалу. А. М. Горький, который ранее критиковал Куприна за отход от реальной действительности, был в восторге от этой повести. В одном из писем он называл повесть «замечательной вещью», отмечал, что «начинается хорошая литература».
Повесть «Олеся» была написана почти сразу после знаменитого «Молоха», в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками. События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести — Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с полесской девушкой Олесей. Не все безоблачно здесь, вдали от цивилизованного мира. Невежество, корысть, ложь успели свить гнездо и в этой полесском деревушке. Свободная, смелая Олеся не нравится суеверным крестьянам, которые считают ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. На полярных позициях, несмотря на взаимную любовь, находятся также Олеся и Иван Тимофеевич. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Да, он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочки природы» и его собственный. Он понимает невозможность их совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается об этом и Олеся. «Наивная, очаровательная сказка» любовь заканчивается разлукой. И виной тому, как уже говорилось, не только необразованные крестьяне, но и сам Иван Тимофеевич.
Большое чувство любви воспето Куприным еще в одной повести — «Суламифь» (1908), созданной по мотивам библейской книги «Песнь песней». Суламифь — воплощение чистой и жертвенной любви. Она противопоставлена злой и зависти царицы Асис, отвергнутой царем Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви простой девушки. Но горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но даже смерть не может победить ее любовь. Пораженная мечом Елиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь благодарит своего возлюбленного за все: за любовь, за красоту, за мудрость, за счастье. Связь между повестями «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь» очевидна. Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают проблемы, которые всегда будут волновать человечество.