Вводно-мотивационный этап:

цели:

образовательная: Сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма, выделить его свойства. Рассмотреть понятие исполнителя и системы команд исполнителя;

развивающая: Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету;

воспита­тельная: Воспитание  аккуратности, точности.

Дидактические основания урока:

методы обучения: объяснительно-иллюстративный;

тип урока: комбинированный;

формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

Орг. Момент (1-2 мин)

Актуализация опорных знаний (5 мин)

Объяснение нового материала (35 мин)

Решение задач (35)

Итог урока (3 мин).

Конспект урока (компоненты):

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Здравствуйте, садитесь. Запишем тему урока: «Алгоритм и его свойства».

  • — В своей жизни мы встречаемся с различными практическими задачами: например, приготовление супа, решение уравнения, покупка продуктов и т.д. при решении любой задачи человек выполняет некоторую последовательность действий. Давайте приведем пример. Какую последовательность действий нужно выполнить, чтобы позвонить по телефону автомату?
  • — Хорошо, эту последовательность действий может выполнить каждый из вас. Так вот эта последовательность и называется алгоритмом.
  • — Давайте запишем определение: (учитель диктует определение).
  • — Давайте вспомним, где вы уже встречались с алгоритмами?
  • — Хорошо а теперь запишем следующее определение:
  • — А теперь подумайте приведенные вами примеры алгоритмов сможет выполнить любой человек?
  • — То есть, какой можно сделать вывод?
  • — Таким образом, мы видим, что алгоритм не имеет смысла, если неизвестны или не учитываются возможности того, кто будет исполнять этот алгоритм, то есть возможности исполнителя. Поэтому нам потребуется еще одно определение Система Команд Исполнителя, запишем, что же это такое:
  • — Как вы думаете, кто может служить исполнителем алгоритма?
  • — Как вы поняли каждый алгоритм должен быть понятен исполнителю, поэтому алгоритм должен быть записан на понятном для исполнителя языке и эта запись называется программой. Запишем:
  • — Итак, мы выяснили, что такое алгоритм и его исполнитель. Давайте теперь подумаем, какими свойствами обладает алгоритм.
  • — Хорошо, давайте запишем: (учитель диктует).
  • — Кроме того, исполнитель переходит к выполнению следующей команды только выполнив предыдущую.
  • — Как вы думаете, каким еще должен быть алгоритм? Запишем:
  • — Хорошо, ясно, что алгоритм составляется с учетом возможностей исполнителя.
  • — Следующее свойство алгоритма называется свойством определенности, то есть команда восприниматься однозначно. Например, робот не поймет команды положить 2-3 ложки песка. Запишем:
  • — Какое свойство еще присуще алгоритму, к чему он всегда должен приводить?
  • — Хорошо, это свойство называется — результативность. Давайте запишем:
  • — И последнее свойство — это массовость, то есть по одному алгоритму можно решать однотипные задачи. Давайте зафиксируем это свойство в тетради.
  • — Итак, мы рассмотрели свойства алгоритмов, давайте еще раз их перечислим.
  • — Хорошо. Все эти свойства с другой стороны можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, то есть когда вы будете строить алгоритм решения задачи вы должны следовать этим требованиям.
  • — Хорошо, давайте вспомним какими способами можно записать алгоритм?
  • — Совершенно верно. Но кроме этого, алгоритм можно еще записать на алгоритмическом языке. Давайте запишем:
  • — Алгоритмы могут отличаться не только по способу записи, но и по виду. Алгоритмы бывают линейные, разветвляющиеся и циклические. Каждый из этих видов на...

    следующих уроках мы подробно рассмотрим, а сейчас просто запишем тетрадь.

  • — Хорошо, а теперь давайте решим одну задачку: Исполнитель умеет, заметь в слове ровно одну букву на любую другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово. Составьте алгоритм для преобразования слова САД в слово КОТ.
  • — Прежде чем решать, подумаем какая система команд у нашего исполнителя?
  • — Молодцы, давайте составлять алгоритм. Что бы его составить нужно сначала решить эту задачу.
  • — Составим алгоритм.
  • — Хорошо, а теперь порешаем задачи

А теперь запишем домашнее задание:

«Алгоритм и его свойства»

— Слушают

  • 1. Вставить телефонную карточку.
  • 2. Снять трубку
  • 3. Набрать номер
  • Алгоритм — это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.
  • — На информатике (этапы решения задач), на математике (решение уравнения) и т.д.
  • Исполнитель — объект, который выполняет алгоритм.
  • — Нет, алгоритм решения кв. уравнения не сможет выполнить млад.школьник.
  • — Алгоритм может выполнить тот, кто понимает все его команды и может их выполнить.
  • — Слушают.
  • Система команд исполнителя — совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.
  • — Человек, автомат, компьютер, машина и т.д.
  • Программа — запись алгоритма на языке исполнителя.
  • — должны быть отдельные шаги.
  • Свойства:

•1. Дискретность — процесс решения задачи должен быт разбит на последовательность отдельных шагов.

  • — Понятным исполнителю.
  • 2. Понятность. Алгоритм должен быть понятен исполнитель и исполнитель должен быть в состоянии выполнить его команды.
  • 3. Определенность. Алгоритм не должен содержать команды, смысл которой может восприниматься неоднозначно.
  • — К результату.
  • 4. Результативность. Процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и при этом должен быть получен ответ задачи.
  • 5. Массовость. По одному алгоритму можно решать однотипные задачи.
  • — Дискретность, понятность, определенность, результативность, массовость.
  • — С помощью блок-схем, с помощью слов.

  • Способы записи алгоритмов:

•1. алгоритмический язык

  • 2. графический способ (блок-схемы).

  • Виды алгоритмов:

•1. Линейный — все действия выполняются последовательно.

  • 2. Разветвляющийся — выполнения действий зависит от условий.
  • 3. Циклический — действия повторяются многократно.

  • — Заменять в слове одну букву на другую, причем при замене должно получиться осмысленное слово.
  • — САД — САМ — СОМ — КОМ — КОТ.
  • — 1. 3М.

2. 2О

3. 1К

4. 3Т

решают задачи (1 ученик решает на доске)

10. Приложения:

Схема доски:

Тема: Алгоритм и его свойства.

Свойства:

  • 1. Дискретность.
  • 2. Понятность.
  • 3. Определенность.
  • 4. Результативность.
  • 5. Массовость.
Виды:1. Линейный

2. Разветвляющийся

3. Циклический

Д/з:§4

Словарь терминов

  • Алгоритм — это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата.
  • Программа — запись алгоритма на языке исполнителя
  • Система команд исполнителя — совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнить.
  • Исполнитель — объект, который выполняет алгоритм.

Дидактические материалы

  • 1. Составить алгоритм для вычисления длины окружности произвольного радиуса.
  • 2. Составить алгоритм и программу для подсчета и вывода на экран значений косинусов углов 300, 600, 900.
  • 3. Составить алгоритм и программу для вычисления площади треугольника, если известны его стороны.
  • 4. Составить алгоритм и программу для вычисления гипотинузы прямоугольного треугольника, если известны его катеты.
  • 5. Составить алгоритм и программу для вычисления выражений:

А)

Б)

В)

  • 6. Составить алгоритм и программу для вычисления периметра пятиугольника, если известны его стороны.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Конспект урока: «Алгоритм и его свойства»