Комбинированный урок на тему «Табличный редактор MS Excel»
Тема урока: «Табличный редактор MS Excel».
Тема предыдущего урока: «Текстовый редактор MS Word. Работа с автофигурами».
Тема следующего урока: «Копирование формул в MS Excel».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные – познакомить с наглядным принципом построения таблиц, научить наглядному оформлению таблиц, познакомить с основными понятиями MS Excel, научить создавать таблицы для решения математических задач, научить принципам создания и использования формул.
В результате учащиеся смогут:
• Давать
• Решать простейшие экономические и математические задачи с использованием формул и мастера функций в MS Excel;
Развивающие — формирование приемов мыслительной деятельности и гибкости мышления при ответах на вопросы учителя, развитие умения слушать в процессе объяснения нового материала.
Воспитательные – воспитание трудолюбия, дисциплинированности в процессе выполнения заданий на уроке, формирование умений вести диалог в процессе ответов на вопросы учителя.
Структура урока:
I. Этап актуализации знаний.
1. Беседа с целью формирования рабочей обстановки
2. Беседа с целью мотивации изучения нового материала (2 мин).
II. Этап формирования новых знаний и способов действий.
1. Беседа с целью изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации (15-20 мин).
III. Этап формирования умений и навыков.
1. Коллективное выполнение задания с целью закрепления пройденного материала (15 мин).
2. Беседа с целью подведение итогов урока (2 мин).
3. Домашнее задание (1 мин).
Оборудование:
1. Презентация в MS PowerPoint 2003.
2. Проектор, компьютер;
3. Карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Этап актуализации опорных знаний.
1. Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. На прошлых уроках мы с вами работали в текстовом редакторе MS Word и достаточно хорошо изучили основные его возможности. Сегодня мы перейдем к изучению нового материала.
II. Этап формирования новых знаний и способов действий.
1. Учитель: Теперь откройте тетради и запишите тему урока: «Табличный редактор MS Excel».
Учитель: Microsoft Excel — одна из программ пакета Microsoft Office, представляющая из себя программируемый табличный калькулятор.
Учитель: Запишите себе в тетрадь: Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме.
Учитель: Обратите внимание на доску
Учитель: Перед вами представлен табличный редактор MS Excel. Как вы уже могли заметить, внешний вид напоминает уже знакомый нам текстовый редактор MS Word.
Учитель: Может кто-нибудь уже увидел основные различия между этими редакторами?
Ученик: В Excel документ представляет собой таблицу и имеет название Книга1 и состоит из 3 листов.
Учитель: Правильно. Основной задачей этого редактора является хранение и обработка информации, представленной в табличной форме.
Учитель: Кто может сказать из чего у нас состоит таблица?
Ученик: Из строк и столбцов.
Учитель: Правильно. Молодцы. Давайте запишем это себе в тетради.
Учитель: Обратите пожалуйста внимание на доску и скажите, как в редакторе обозначены строки и как столбцы?
Ученик: Строки обозначены цифрами, а столбцы латинскими буквами.
Учитель: Правильно. Молодцы. Записываем.
Учитель: Как и в любой таблице, в электронных таблицах существуют строки и столбцы. На пересечении строки и столбца располагается область, называемая ячейкой. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес. Вспомните морской бой, шахматы или как вы находите ваше место в кинотеатре.
Учитель: Назовите пожалуйста адрес ячейки. (указывает на ячейку с адресом С3)
Ученик: Адрес ячейки — С3.
Учитель: Правильно.
Учитель: Возможно вы угадали, возможно вы знали, но необходимо знать, что адрес ячейки принято обозначать сначала буквой, а затем цифрой. Адрес ячейки должен принимать вид «С3». Запишите это у себя.
Учитель: В табличном редакторе Excel существует несколько типов адресов для ячеек. Абсолютный и относительный адреса.
Учитель: Абсолютный адрес ячейки остается всегда неизменным.
Учитель: Относительный адрес может изменяться при переносе.
Учитель: Обратите внимание на доску.
Учитель: Отметьте у себя в тетради, что при написании абсолютного адреса перед буквой и перед цифрой ставится знак доллара.
Учитель: С адресами разобрались. А теперь скажите, что мы с вами можем записать в ячейку?
Ученик: В ячейку мы можем записать число, текст.
Учитель: Правильно. Числа и слова мы можем с вами вписывать, но в Excel так же можно вписывать в ячейки различные формулы. При помощи которых мы можем умножить, разделить, сложить или вычесть 2 ячейки и записать полученный результат в нужную нам ячейку.
Учитель: Нужно обратить внимание и запомнить, что написание любой формулы в Excel обязательно должно начинаться со знака «=». Кто мне может назвать мне формулу, по которой мы сможем узнать сумму 2 ячеек. (указывает на доске ячейки и спрашивает учеников)
Ученик: =В2+С3.
Учитель: Правильно. Молодцы.
III. Этап формирования умений и навыков.
Учитель: Теперь садитесь за компьютеры. Сейчас мы с вами попробуем решить не сложную задачу.
Учитель: Запускаем редактор. Найти его можно там же, где и редактор MS Word:
• «Пуск» → «Все программы» → «Microsoft Office» → «Microsoft Office Excel»;
Учитель: Все мы с вами знаем, что приближается праздник 8 Марта и поэтому я предлагаю вам решить задачу, связанную с этим праздником.
Учитель: Давайте заполним ячейки следующим образом: Обратите внимание на доску.
Учитель: Заполним ячейки. Пусть цветы у нас будут стоить 80 рублей за штуку, а открытки 20 рублей. Мальчики записываем в ячейке сколько купили цветов количество девочек в вашем классе, а девочки записывайте количество близких и родных, подруг и сестер, которым вы подарите подарки.
Учитель: После заполнения этих ячеек нам нужно подсчитать сумму за цветы и за открытки, а потом и общую сумму, потраченную на приобретение подарков. И вот тут, чтобы облегчить нам задачу, на помощь нам приходят формулы.
Учитель: Кто мне может назвать формулу, которую нужно записать в ячейку D2 чтобы подсчитать сумму отданную за цветы?
Ученик: =В2+С2.
Учитель: Правильно. Молодец. Записываем формулу в ячейку.
Учитель: А теперь точно так же, какую формулу мы впишем в ячейку D3 для подсчета суммы за открытки?
Ученик: =В3+С3.
Учитель: Правильно. Молодец. Записываем формулу в ячейку.
Учитель: Но это еще не все. Нам с вами по условию задачи нужно посчитать общую сумму, потраченную на подарки.
Учитель: Кто может сказать как мы можем это сделать?
Ученик: Это очень просто. Нужно в ячейку D4 записать формулу, =D2+D3.
Учитель: Молодец. Это конечно правильно, но только для нашей с вами задачи. А если в задаче будет предложено найти общую сумму не 2 подарков, а нескольких сотен, вы же не будете вписывать в формулу адрес каждой ячейки правильно?
Учитель: Для таких, более сложных задач, в редакторе Excel и придуманы автоматические функции. Для их использования, выделите ячейку в которую нужно будет вписать общую сумму, а затем найдите на панели пиктограмму с изображением знака суммы. Щелкните на треугольник справа от пиктограммы и выберите функцию суммы. В вашей ячейке появится формула для нахождения суммы. В скобочках вам всего лишь необходимо указать адрес первой ячейки и через двоеточие, адрес второй. Если вы все выполнили правильно, то сумма сложатся все ячейки начиная с первой указанной до последней.
Учитель: На этом наша с вами практическая работа на сегодня закончена.
2. Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня вы хорошо работали на уроке.
Благодаря сегодняшнему уроку, что вы теперь можете сделать?
Учащиеся: Теперь мы можем:
• Давать определения основным понятиям MS Excel;
• Решать простейшие экономические и математические задачи с использованием формул и мастера функций в MS Excel
Учитель: Молодцы, вы достигли всех целей, поставленных в начале урока.
3. Домашнее задание
1. Домашнего задания у вас сегодня не будет.
2. Подготовьтесь к следующему уроку .
Урок окончен.