“Горе от ума” плод раздумий Грибоедова о судьбах России


“Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в “Горе от ума”, продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х – начала 20-х гг. XIX в. На первом плане в “Горе от ума” показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, “все та же глушь и степь” бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую “Родину”), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой – представителей московской дворянской среды – до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ “умного бодрого” нашего народа (ср. заметку Грибоедова “Загородная поездка”, 1826).
“Горе от ума” – плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России,


о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.
Историческое содержание “Горя от ума” раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего” (в соз наний передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года – пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).
В комедии показано, что столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.
Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. “Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы. Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании – “эксальтадо”, в Германии – студентом”. Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он “окаянный вольтерьянец”, для княгини Тугоуховской – якобинец. Фамусов с ужасом называет его к



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Шпаргалка по эксель.
Сейчас вы читаете: “Горе от ума” плод раздумий Грибоедова о судьбах России