Историческое содержание комедии “Горя от ума”

Замысел “Горя от ума”, по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 -1822 гг. В Петербурге осенью 1824 г. работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.
“Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Вместе с тем проблемы, поставленные в “Горе от ума”, продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. На первом плане в “Горе от ума” – барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и “необозримые равнины”, “все та же глушь и степь” широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.
Содержание “Горя от ума”

раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и “Горе от ума”. В комедии показано, что столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.
Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени. Фамусовским обществом Чацкий воспринимался в свете всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он – окаянный вольтерьянец, для княгини Тугоуховской – якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием.
“Век минувший” является идеалом барского, фамусовского общества. “И награжденья брать и весело пожить” – в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни. В противовес ей Грибоедов в стихотворении “Прости, Отечество”, восклицает: “Не наслажденье жизни цель.”.
Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекается химией. “Завиральные идеи” Чацкого облегчают распространение сплетни о его сумасшествии. Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и Лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких, чинах “не должно сметь – Свое суждение иметь”
Молчалин вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев (“Ведь нынче любят бессловесных”,- говорит Чацкий), а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип “повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе”. Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.
Характерен для барской Москвы того времени и никчемный Репетилов. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой являются Репетилов и другие участники “секретнейшего союза”. Новые исторические веяния почувствовал Грибоедов в личности русской девушки. Его Софья также переживает свое “горе от ума”. В ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Она всегда искренна. “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”,- говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой как княжны Тугоуховские. Чтение ею книг Фамусов называет “прихотью”. Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который “слова умного не выговорил сроду”. Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья слишком полна “чувствительности”. Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII – начала XIX в. Отсюда идеализация ею Молчалина.
Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое. Образ барской Москвы дан в комедии во всей своей конкретно-исторической полноте и рельефности.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Вся античная литература кратко.
Сейчас вы читаете: Историческое содержание комедии “Горя от ума”