Основные мотивы комедии Грибоедова «Горе от ума»
Мотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, мелодий, мотивов»1 и составляет сюжет художественного произведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство2. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине. Беспокойство
Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Затем гости Павла Афанасьевича «беспокоятся» о судьбе Чацкого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.
Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. «Грех не беда, молва не хороша», — уверенно заявляет Лиза. Мотив молвы
Другой близкий по смыслу мотив — мотив обмана. Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поиски истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.
Сквозным на протяжении всего действия комедии является мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья выходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна — уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу — она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего видеть, ей нравится ее состояние.
Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Софья — единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со времен юности. Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее — любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Молчалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады поседела, у Софьи бессознательно вырывается: «Вот так же обо мне потом заговорят». Однако она последовательно «переиначивает» поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтичность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви «сентиментальному идеалу»3.
Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать свечей: «Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фонарей!» Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что «глупость» на него и «слепота напала».
В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Софье и Чацкому — она проливает свет на истинную суть событий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив прозрения). Однако интересно отметить, что в этой сцене требует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же «слеп». Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.
С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как замечает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием — разговор с глухим. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопрошает: «Вы глухи? — Алексей Степаныч! Сударыня!. — И страх их не берет!» Фамусов затыкает уши, не желая слушать «вольностей» Чацкого, то есть по собственному желанию становится «глухим». На балу графине-бабушке «уши заложило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.
Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество «глухо» к «прокламированиям» Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм московского общества, неприятие им новых веяний, нежелание каких-либо изменений. Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.
Другой сквозной мотив комедии — мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног!» Поучая Чацкого, Фамусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, который неоднократно падает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом «почет» и известность в свете. В 7-м явлении Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в финале пьесы.
Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Падение здесь — это не что иное, как «горе от ума», это резкое падение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безумии как о «падении» говорит и старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!»
Таким образом, мотив падения в комедии весьма многогранен. Падение — это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение — это низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед богатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском обществе. Это и откровенная низость, пример которой — поведение Молчалина. Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя — Чацкий и Софья. Чацкий, узнав, всю правду о Софье, о распускаемых ею сплетнях, «отрезвился сполна». Точно так же рухнули мечты Софьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом добродетели. В последней сцене мотив падения сливается с мотивом слепоты и прозрения.
Наконец, падение в комедии — это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправляет в деревню — «ходить за птицей», о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.
С образом Чацкого связаны и два противоположных мотива — мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет искать себе «приют»:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!.
Карету мне, карету!
Таким образом, в комедии «Горе от ума» звучит многоголосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них постепенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив падения, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание других, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.