Основные мотивы комедии Грибоедова “Горе от ума”

Мотив – это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие “характеров, ме­лодий, мотивов”1 и составляет сюжет художественного произ­ведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова “Горе от ума”.
Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы – это беспокойство2. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине.

Беспокойство прослеживается и в поведении Чацкого: он озабочен уклончи­выми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери:
Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Затем гости Павла Афанасьевича “беспокоятся” о судьбе Чацкого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.
Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. “Грех не бе­да, молва не хороша”, – уверенно заявляет Лиза. Мотив мол­вы
реализуется и в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слу­хе о его безумии. Характерно, что каждый из гостей Фамусо­ва выдвигает свою версию сумасшествия героя. Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности “обще­ственным мненьем”. В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он восклицает: “Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!”
Другой близкий по смыслу мотив – мотив обмана. Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поис­ки истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.
Сквозным на протяжении всего действия комедии являет­ся мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья вы­ходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна – уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу – она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего ви­деть, ей нравится ее состояние.
Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Со­фья – единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со вре­мен юности. Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее – любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Мол­чалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады посе­дела, у Софьи бессознательно вырывается: “Вот так же обо мне потом заговорят”. Однако она последовательно “переина­чивает” поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтич­ность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви “сентиментальному идеалу”3.
Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать све­чей: “Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фона­рей!” Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что “глупость” на него и “слепота напа­ла”.
В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Со­фье и Чацкому – она проливает свет на истинную суть собы­тий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив прозрения). Однако интересно отметить, что в этой сцене тре­бует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же “слеп”. Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.
С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как заме­чает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием – разговор с глухим. Уже в первом явле­нии Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопроша­ет: “Вы глухи? – Алексей Степаныч! Сударыня!. – И страх их не берет!” Фамусов затыкает уши, не желая слушать “вольностей” Чацкого, то есть по собственному желанию ста­новится “глухим”. На балу графине-бабушке “уши заложило”, она же замечает, что “глухота – большой порок”. На ба­лу же присутствует князь Тугоуховский, который “ничего не слышит”. Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, бу­дучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.
Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество “глухо” к “прокламированиям” Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм москов­ского общества, неприятие им новых веяний, нежелание ка­ких-либо изменений. Мотив этот усиливает противоречия ме­жду главным героем и окружающим его миром.
Другой сквозной мотив комедии – мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: “Чуть свет – уж на ногах! и я у ваших ног!” Поучая Чацкого, Фа­мусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, кото­рый неоднократно падает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом “почет” и из­вестность в свете. В 7-м явлении Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в фи­нале пьесы.
Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Паде­ние здесь – это не что иное, как “горе от ума”, это резкое па­дение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безу­мии как о “падении” говорит и старуха Хлестова: “В его лета с ума спрыгнул!”
Таким образом, мотив падения в комедии весьма много­гранен. Падение – это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение – это низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед бо­гатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском об­ществе. Это и откровенная низость, пример которой – пове­дение Молчалина. Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя – Чацкий и Софья. Чацкий, узнав, всю правду о Софье, о распускаемых ею сплет­нях, “отрезвился сполна”. Точно так же рухнули мечты Со­фьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом доб­родетели. В последней сцене мотив падения сливается с моти­вом слепоты и прозрения.
Наконец, падение в комедии – это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправля­ет в деревню – “ходить за птицей”, о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.
С образом Чацкого связаны и два противоположных моти­ва – мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет ис­кать себе “приют”:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!.
Карету мне, карету!
Таким образом, в комедии “Горе от ума” звучит многого­лосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них по­степенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив паде­ния, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание дру­гих, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Педагогическое мастерство его структура.
Сейчас вы читаете: Основные мотивы комедии Грибоедова “Горе от ума”