Хронотоп комедии А С Грибоедова “Горе от ума”

В первой четверти XIX в. в литературе классицизм уже практически отмирал, но правило триединства в “Горе от ума” соблюдено. Размышляя об этих принципах, автор писал: “Да зачем они вклеили свои дарования в узенькую рамочку трех единств? И не дали волю своему воображению расходиться по широкому полю?” Грибоедов стремился сделать свою пьесу динамичной, видимо, он этого добился, так как комедия ставится в театрах и сегодня. А по законам классицизма действие должно ограничиваться во времени и пространстве. Мы видим, что действие комедии

совершается в двадцать четыре часа в доме Фамусова. Однако хронотоп произведения значительно расширяет наше понятие о России того времени.
Хронотоп комедии охватывает значительный промежуток времени, охватывая “век нынешний и век минувший”, и уходит в своем пространстве далеко за пределы фамусовского дома. Из “века минувшего” вырастает образ Максима Петровича, являющегося идеалом для Фамусова: “не то на серебре – на золоте едал”, подыгрывающего знатным, втаптывающего в грязь свое человеческого достоинство, изобретательно пользующегося слабыми сторонами своих властителей. “Век нынешний”
имеет строго хронологические границы. События, о которых упоминают в пьесе действующие лица, совершились недавно и всем известны: это нападки на ланкастерское обучение, сообщение о Комитете 1817 г., обвинения профессоров Галича и Арсеньева. Об этом говорят Чацкий, старуха Хлестова, княгиня Туго – уховская. Все эти сведения говорят об отражении в произведении споров и обсуждений злободневных вопросов в дворянском обществе накануне восстания декабристов. Деление общества на два антагонистических класса уже выявлено: большинство дворян, опасаясь за собственное благополучие, настроены против вольнодумцев, которых стало появляться все больше и больше.
В комедии описываются как отдельные районы Москвы (Кузнецкий мост, Английский клуб, Архивы), отдельные дома, например дом Прасковьи Федоровны, куда Фамусов “во вторник зван на форели”, дом общего знакомого, любившего “театр-маскарад”, дом тетушки Софьи, дом Татьяны ЮрьевнЫ; так и города: Тверь, где “коптел бы” Молчалин, “будь не Фамусов”, Москва, Петербург, Саратов, куда отец собирается отослать Софью. Упоминается также Покровск, в который “час битый ехала” старуха Хлестова, и даже Камчатка, куда был сослан “голова” Английского клуба.
Наряду с ними упоминаются места, где побывал Чацкий, город Бордо во Франции, турецкий город, где арапов, “как зверей, приводят напоказ”, и “целый свет”, который упоминается неоднократно.
Иная часть хронотопа захватывает промежуток от времен Екатерины II. О временах Екатерины II мы узнаем из рассказа Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Мы знаем из диалогов героев о детстве Софьи и Чацкого, трех годах его путешествий, сорока пяти часах его дороги в Москву, тринадцатом годе, когда отличились Скалозуб и его брат, “прошлом годе”, когда были на военной службе Чацкий и Горич, “свиданиях в ночной тиши” Софьи, жизни в доме Фамусова до смерти матери Софьи. Можно только предполагать, отчего Чацкий три года назад покинул Москву. Он ездил не за развлечениями или из-за престижа, как большинство русских дворян. Он отправился в путешествия “ума искать”, им овладела “охота к перемене мест”. Наверное, это случилось по каким-то определенным причинам. В качестве одной из них можно указать на то, что Чацкий устал от Москвы, она ему надоела, ведь “вчера был бал, а завтра будет два”. А его остроумие, насмешливость и критическое мышление вызывали неприятие, протест, неприязнь в обществе. Три года, проведенные за границей, только развили в нем имеющиеся задатки, укрепили воззрения. Он считал, что и другие, небезразличные ему люди, тоже не могут остаться при прежних взглядах. Разговаривая с Софьей, Чацкий пытается возобновить их прежние разговоры, желая узнать таким образом характер мыслей, и наталкивается на ее сопротивление. Возвращаясь в Москву, он не допускает мысли, что здесь может все остаться по-старому, что в цене будут все те же лесть и угодничество, что свежие, свободные мысли смогут вызвать осуждение.
Требование единства места у Грибоедова соблюдено: все события происходят в доме Фамусова. Надо понять, что автор не противоречит принципам классицизма. Это был дом богатого, одного из самых известных в Москве дворянина. Именно здесь и состоялась встреча Чацкого с той Москвой, которую он покинул три года назад.
А в сцене с Горичем соблюдено второе требование сценических произведений – единство времени. Именно в этом единстве сопоставлены события трехлетней давности и настоящего. Без обращения или воспоминания о событиях прошедших нельзя понять настоящего.
Итак, за двадцать четыре часа в доме Фамусова мы узнаем обо всей России, обо всем на свете, о двух веках: “нынешнем и минувшем”. Но зачем же Грибоедову такой обширный хронотоп?
На мой взгляд, А. С. Грибоедов хочет показать во всех красках целый свет и две эпохи. Он хочет показать Москву, ее отвратительные нравы, ее невежество, обращая внимание читателя на то, что не одна Москва такая: таковы и Петербург, и вся Россия. Сам Чацкий говорит, что образованных людей, с “пятью-шестью здравыми мыслями” в голове очень мало. А. С. Грибоедов делает лишь дорогу Чацкого живой и разнообразной; там, где он останавливается, “пусто и мертво”.
Мы также видим, что осталось великое множество пережитков “века минувшего”, которые никак не уживаются с понятиями и взглядами “века нынешнего”. Невежество этих пережитков и высмеивает, пытается уничтожить своим произведением А. С. Грибоедов. А образ “нового человека”, постепенно распространяющийся в России, автор воплощает в Чацком. Его герой опять уезжает “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. Остальное каждый может домыслить сам, принимая во внимание характер героя.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Евгений онегин пейзажные зарисовки.
Сейчас вы читаете: Хронотоп комедии А С Грибоедова “Горе от ума”