Новизна конфликта и характеров в комедии «Горе от ума»
Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало русской реалистической драматургии. Содержание нововведения составляет столкновение и смена двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горя от ума» становление реализма в русской литературе. Все герои даны в движении, в развитии, все образы подчинены центральному конфликту — борьбе нового со старым. Грибоедов, напротив, стремится показать внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Грибоедов раскрывает характер своих
Грибоедова изменяет амплуа героев. Классицистическая комедия подразумевала наличие героев-резонеров, не участвующих в действии, но выражающих авторскую позицию. У Грибоедова Чацкий выступает в двух ролях: он является участником любовной интриги и, в то же время, резонером, участником общественной интриги. Лиза второй резонер, дающая меткие характеристики действующим лицам комедии. Она говорит о Чацком: «Кто так чувствителен,
Картина быта, нравов и настроений «фамусовской» Москвы нарисована в комедии ярко и смело. Перед нами толпа разных людей, пустых, бездушных и подлых. Стихия этой среды: сплетни и злословия. Здесь знают каждого дворянина и скажут кто богат, и кто беден, и сколько крепостных душ у Чацкого: «Четыреста; Нет! Триста». Эта объединенная команда почувствовала в речах Чацкого идейного врага и мгновенно подхватила сплетню о сумасшествии Чацкого. Причину они, гости Фамусова, видят в просвещении: » И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев.» Это общество отторгает от себя Чацкого, как нечто чуждое, инородное.
Язык Грибоедова — литер язык широкого диапазона от ораторской лирики до дворянского просторечия. Создавая свою комедию, А. С. Грибоедов обратился к свободной и безграничной стихии общенародного национального языка и многое почерпнул из нее. Как и народные пословицы, грибоедовские речения вмещены в предельно сжатые, лаконические формы одностишия или двустишия, реже — четверостишия. Иногда беглая реплика, буквально несколько слов, оброненных в пылу спора, создает в воображении целую историческую картину:
— Дома новы, но предрассудки стары.
— Счастливые часов не наблюдают;
— Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев,
— и барская любовь;
— Подписано, так с плеч долой;
— Дома новы, а предрассудки стары;
— Служить бы рад, прислуживаться тошно;
— Ученье — вот чума, ученость — вот причина;
Грибоедов сказал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». С момента появления главного героя завязался его конфликт с этими 25 глупцами. Все действие комедии расположено между двумя «точками» — приезда и отъезда Чацкого. Но есть еще и предыстория действия, связанная с периодом, предшествовавшим его первому отъезду. Постепенно всплывают воспоминания о прежних взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Софья вспоминает о нем в разговоре с Лизой буквально перед самым его появлением. Однако характеристика, данная Софьей, скорее, похожа на легкий шарж, свидетельствующий о том, что Софье Чацкий не очень понятен. йЧацкий же стремится в Москву, чтобы вновь встретиться с Софьей, которая из девочки-подростка за это время превратилась в невесту: «Спешил! летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.» Что же его ожидает в Москве? Фамусов потихоньку готовит сватовство (дочери, выбрав ей в женихи молодого и богатого полковника Скалозуба. Софья же хочет по-своему устроить свою судьбу и пытается внушить отцу мысль о возможности счастья с «милым человеком», который «и вкрадчив, и умен, но робок._».
И вот в эту постепенно развивающуюся интригу неожиданно попадает Чацкий со своей любовью и взглядами! непригодными в данной среде. Его появление еще больше обостряет и усложняет сложившуюся ситуацию. «Зачем сюда Бог Чацкого принес!» — с досадой думает Софья.
Чацкого можно воспринимать по-разному. С одной стороны, это человек незаурядного ума, смелый, честный и искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, способного трезво и независимо мыслить. Он видит пороки и противоречия общества, в котором живет, и хочет бороться с ними. Он борется пока только словом, но уже недалек тот день -14 декабря 1825 года, — когда люди с такими же взглядами выйдут на Сенатскую площадь.
С другой стороны, Чацкий может показаться чересчур болтливым, самоуверенным и язвительным. Его также обвиняют в том, что он впустую тратит энергию на свои обличительные монологи. Вот что написал А. С. Пушкин о Чацком: «Все, что он говорит, очень умно. Но кому говорит он все это? . Это непростительно. Первый признак умного человека с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и т. п.». Добролюбов при всей своей ненависти к «самодержавно-крепостнической среде» не воспринимает всерьез Чацкого-обличителя: «Грибоедов как будто имел в виду русских сатириков, изображая Чацкого». Язвительные выступления Чацкого Добролюбов называет «восклицаниями азартного господина».
Наверное, кому-то Чацкий может показаться комическим героем. Возможно, комический оттенок появляется также благодаря остроумным репликам Чацкого. Но мне кажется, что это скорее связано с жанром произведения, нежели с желанием автора выставить Чацкого в комическом свете. Кроме того, он не более комичен, чем все остальные персонажи.
Чацкий во всем противоположен Типичным представителям «фамусовского общества». Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб и им подобные видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о бескорыстном служении Отчизне. В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — эта фраза, ставшая крылатой, как нельзя лучше характеризует Чацкого. Он резко критикует общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве и разврате. С горечью Чацкий говорит:
— Где, укажите нам, отечества отцы,
— Которых мы должны принять за образцы?
— Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий понимает, что этим людям глубоко безразличны судьбы Родины и народа. Их мракобесие также не знает границ. Об этом красноречиво свидетельствуют реплики Фамусова: «забрать все книги бы да сжечь», ибо «ученость — вот причина», что «безумных развелось людей, и дел, и мнений». Чацкий же ценит людей, обладающих умом, «алчущим познаний», и увлеченных искусством «творческим, высоким и прекрасным». Чацкий восстает против общества Фамусовых, скалозубов, молчаливых. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонении обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Но его протест еще слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются.
Конечно, Чацкий — герой трагический. Причем значительная доля этой трагичности заключается в его одиночестве. У Чацкого нет единомышленников. Хотя нет! Один все-таки есть — это сам Грибоедов.