Мастерство реалистического изображения жизни в комедии «Горе от ума»

Успех «Горя от ума», появившегося накануне вос­стания декабристов, был чрезвычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» — так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеско­го внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадца­тых годов.
По словам Пушкина, комедия «произвела неопи­санное действие и вдруг поставила Грибоедова наря­ду с первыми нашими поэтами». В мировой литера­туре не много можно найти произведений, которые, подобно «Горю от ума», в

короткий срок снискали бы столь несомненную всенародную славу. При этом со­временники в полной мере ощущали социально-по­литическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) собственными оригинальны­ми, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от ума» составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свобо­долюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров.
Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически дос­товерен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Гри­боедов имел возможность близко и повседневно на­блюдать самое важное, характерное и волнующее яв­ление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизнен­ных укладов, двух поколений.
После Отечественной войны 1812 г., в годы форми­рования и подъема общественно-политического и об­щекультурного движения дворянских революционе­ров-декабристов, борьба нового — нарождающегося и развивающегося, со старым — отжившим и тормозя­щим движение вперед, острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями «свободной жизни» и воинст­вующими охранителями ветхозаветных, реакцион­ных порядков, какое изображено в «Горе от ума». Сам Грибоедов в широко известном, постоянно цитируе­мом письме к П. А. Катенину (январь 1825 года) с пре­дельной ясностью раскрыл содержание и идейный смысл драматической коллизии, положенной в осно­ву «Горя от ума»: «.в моей комедии 25 глупцов на од­ного здравомыслящего человека; и этот человек разу­меется в противоречии с обществом, его окружаю­щим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом; как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, — Чацкого объявляют во всеуслышание смутьяном, карбонари­ем, человеком, покушающимся на «законный» госу­дарственный и общественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную. сплетню о безумии Чацкого. «Сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это ста­нет!» — Слегка перебирает странности прежних зна­комых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, поку­да его не взбесить, но все-таки: «Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!» Не терпит подлости: «ах! боже мой, он карбонарий». Кто-то со злости выдумал об нем, что он сум

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мастерство реалистического изображения жизни в комедии «Горе от ума»