В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Хоть есть
Охотники поподличить везде, Да нынче смех
Страшит И держит стыд в узде.
А.
Грибоедов
Смысл
Комедии «Горе от ума», я полагаю, в показе
Духа Москвы того времени, ее нравов. В
Комедии разворачивается противоборство
Двух сил: старого мира аристократов, не
Желающего покидать сцену жизни, и нового
Поколения прогрессивно настроенных людей
России.
Столкновение
Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что
Старые аристократы не любят перемен, они
Привыкли жить и доживать так, как им удобно.
Интересует.
Фамусов
Сразу же почувствовал, что с приездом
Чацкого начнутся разные неприятности и
Нарушения порядка, хотя еще не знал о его
Взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало
В человеке уже само по себе дает таким людям,
Как Фамусов, повод для беспокойства. А что
Уж говорить о реакции на смелые суждения
Чацкого.
Мир,
Который Фамусов так старательно оберегает
От внешних влияний, представляет собой
Сплошную ложь отношений и удручающую
Безнравственность. Софья скрывает свои
Поэтические чувства к Молчалину, боясь, что
Их
Притворяется влюбленным.
На балах у
Фамусова царит дух чванства и высокомерия.
Князья Тугоуховские, например, глухи ко
Всему на свете, кроме богатства и званий.
В
Отношениях между гостями витает холод
Осторожности и враждебности друг к другу.
Естественно,
Чацкий, попав в такое окружение, впал в
Хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не
Помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он
Уезжает, но любовь к Софье я к родине все же
Вновь возвращает его в Москву уже
Энергичным, полным созидательных
Стремлений. Но его ждут новые разочарования:
Его энергия и благородные порывы никому не
Нужны в фамусовской Москве. Любовь также
Терпит крах: после разговора с Фамусовым у
Чацкого возникли подозрения, ЧТО он
Мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба.
Да Чац-1сий и сам, постепенно узнавая Софью,
Разочаровывается в лей. Он замечает, что она
Видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно
Она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается,
Что она вовсе не понимает его истинной сути.
Он спрашивает ее: «Но есть ли в нем та
Страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме
Вас, ему мир целый казался прах и суета?»
Затем добавляет: «А Скалозуб! Вот
Загляденье!.»
Но Софья не
Почувствовала в его словах ни
Предосторожности, ни иронии. Она отвечает:
«Герой не моего романа».
Чацкого
Терзает мысль, как такая умная девушка
Могла полюбить подлеца Молчалина,
Корыстолюбца и подхалима:
С такими
Чувствами, с такой душой Любим!
Обманщица,
Смеялась надо мной!
В конце,
Когда все окончательно раскрывается,
Чацкий признается сам себе, что горько
Обманулся в Софье:
Зачем меня
Надеждой завлекли?
Зачем мне
Прямо не сказали,
Что все
Прошедшее вы обратили в смех?.
.Вот я
Пожертвован кому!
Но жертва
Любви — не самая большая жертва в жизни
Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей:
«А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.
Угодно ль на себя примерить», — объявляют
Сумасшедшим, и слух этот быстро
Распространяется по Москве.
Смысл
Комедии, по-моему, и в том, что Чацкий,
Несмотря на свои поражения и нравственные
Муки, не отступил от верности своим идеалам.
В доме
Фамусова он до конца выступает как
Обличитель его обитателей, изо всех
Сил цепляющихся за прошлое, пытающихся
Остановить ход времени.