Революционный романтизм М. Горького

Конец 90-х годов XIX века был от­мечен появлением трех томов “Очер­ков и рассказов” молодого писателя Максима Горького. “Большой и ори­гинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в та­ких рассказах, как “Челкаш”, “Стару­ха Изергиль”, “Макар Чудра”, в рево­люционных песнях. Герои этих рас­сказов

– люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти ге­рои – мечта Горького. Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж про­тив действительности, против всяко­го гнета ее”.
Центральным образом романтичес­ких произведений Горького раннего периода является образ героическо­го человека, готового к самоотвер­женному подвигу во имя блага наро­да. В рассказе “Старуха Изергиль”, написанном в 1895 году, таким явля­ется образ Данко, в который Горький вложил гуманистическую идею о че­ловеке, который все силы отдает слу­жению народу. Данко – “молодой
красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, он приносит в жертву са­мого себя. Герой любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспых­нуло огнем желания спасти их, выве­сти их из мрака. “Что сделаю я для людей?!” – и он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце. Осве­щая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – ки­нул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”. Умирает Данко, гаснет
Его смелое сердце, но образ юного героя жив. “В жизни всегда есть ме­сто подвигу”, – говорит старуха Изергиль.
Идею подвига, возвышенного и об­лагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соко­ле”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!. Врага прижал бы я. к ранам моей груди и. захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.” Сокол презирает смерть, он храбр и беспощаден к врагу. В образе Соко­ла Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Со­кол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови тво­ей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
В 1901 году Горький написал “Пес­ню о Буревестнике”, в которой с нео­бычайной силой выразил свое пред­чувствие грядущей революции. Горь­кий воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревест­ник гордо реет между молний над ре­вущим гневно морем, то кричит про­рок победы: “Пусть сильнее грянет буря!”
Буревестник – воплощение геро­изма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, кото­рые боятся бури: “Только гордый Бу­ревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Рево­люционный пафос произведения был понят однозначно, и журнал “Жизнь”, в котором оно было напечатано, был закрыт.
Современник Горького А. Богдано­вич писал: “От большинства очерков Горького веет этим свободным ды­ханием степи и моря, чувствуется бо­дрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касаю­щихся того же мира нищеты и отвер­женности”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Диалог друг собирается поступать в инуверситет.
Сейчас вы читаете: Революционный романтизм М. Горького