Идейное и художественное своеобразие «Песен» М. Горького
В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года. Гордый Сокол и смелый, мужественный Буревестник звали к преодолению общественной пассивности, к свободе. Этим они оказывали «не меньшее революционное воздействие на массы, чем прокламации отдельных революционных комитетов.», сеяли смятение и страх в официальных кругах царской России. «Означенное стихотворение, — доносили жандармы,
Активная роль в песнях отведена романтическому пейзажу — он усиливает чувства, которые пробуждают в читателе Сокол и Буревестник. Рассмотрим, например, «Песню о Соколе». Бледным, неясным, приглушенным краскам моря противопоставлены яркие, сочные краски, изломанные линии неба, гор, костра, прибрежного камня. Море, неподвижное в дали, «облитой голубым
Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состоянием Рагима и его слушателя: оба находятся «в том настроении, когда все кажется призрачным, одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать».
Язык «Песен» афористичен. Краткие, четкие, с глубоким революционно-призывным смыслом афоризмы обращены к читателю: «Безумству храбрых поем мы славу!», «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!».
«Пускай ты умер!. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!», «Буря! Скоро грянет буря!», «Пусть сильнее грянет буря!».