“Мать” новаторское произведение М. Горький

Раскрывая историко-литературное значение романа “Мать”, его действенное влияние на революционное воспитание масс, поможем учащимся увидеть непреходящую идейно-эстетическую ценность книги, созданной на заре возникновения новой литературы, созвучность ее нашей современности. Постановка в ходе анализа таких вопросов, как выбор жизненного пути, важность идейно-теоретической подготовки и обогащения личности знаниями, проблема духовного единства поколений, и других, актуальных и для нашего времени, приблизит книгу к интересам нас, поможет прочесть ее с современных позиций. Безусловно, план изучения романа строится с учетом читательского восприятия читателей. Хорошо, если Читатель расскажет и о своем отношении к произведению, прочитает в классе любимые страницы, найдет место для прослушивания революционных песен (“Смело, товарищи, в ногу”, “Вихри враждебные.”), что поможет эмоционально шире войти в историческую эпоху, ощутить истоки оптимизма в романе.
Большой материал по этим вопросам дает история создания романа, ответы М. Горького читателям, его высказывания о литературе, но главный источник – вдумчивое самостоятельное чтение и перечитывание страниц книги.
Пусть Читатели сами скажут, в чем они видят актуальность романа “Мать”. Тогда Читатель в процессе собеседования обогатит их представление о том, какую важную роль продолжает играть героическая поэма М. Горького о рабочем классе в современной идеологической борьбе. Сегодня особенно важен и дорог ее гуманистический пафос, призыв к всемирному братству народов. С особой силой звучит осуществившееся историческое предвидение Горького: “Россия будет самой яркой демократией земли!” Утверждая решающую роль революционного рабочего класса в социальном и нравственном обновлении человечества, роман “Мать” активно и страстно участвует в современной борьбе за социалистические идеалы. Сопоставление – один из ведущих художественных приемов в романе, поэтому сопоставительный характер разбора поможет глубже постичь замысел автора, политический и духовный рост героев в ходе революционной борьбы, неодолимость дела революции.
Реальные факты революционного Сормова, относящиеся к 1902 году,- история с “болотной копейкой”, убийство сыщика, первомайская демонстрация, история жизни сормовского рабочего-революционера П. А. Заломова и его матери А. К – Заломовой,- как известно, легли в основу романа “Мать”. Материалы о политическом выступлении сормовичей, расправе над ними, речи Заломова и его товарищей на суде, которые публиковались в ленинской “Искре”, статьи о их героическом поведении на демонстрации и во время суда – все это было известно М. Горькому. Но книга о революционном рабочем движении была написана им только после 1905 года, после осмысления писателем опыта первой русской революции.
Общеизвестно, что прототипом главного героя романа был сормовский рабочий П. А. Заломов, но образ Павла вобрал в себя характерные черты многих десятков рабочих-революционеров. Об одном из них, Дмитрии Павлове, тоже нижегородце, Горький рассказал в очерке “Митя Павлов”.
Хорошие результаты дает сопоставление фактического жизненного материала и текста книги. Так, например, в истории с “болотной копейкой” Заломов не участвовал. Главным действующим лицом в ней был рабочий Дорофеев, не принимавший активного участия в революционном движении. Горький увидел в этом факте глубокий смысл и сделал Павла Власова главным действующим лицом этого события. Отбор наиболее значимых, типичных фактов, политическое заострение их характерно для работы пи сателя над романом




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Эпоха просвещения литература представители.
Сейчас вы читаете: “Мать” новаторское произведение М. Горький