ФОМА ГОРДЕЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

«Фома
Гордеев» — это повесть о крепнущей
Буржуазии и о том, как она набирала силы.
Недаром ее идеолог Маякин считает, что
Становится интереснее жить. Повесть
Горького, однако, не только показывает рост
Русской буржуазии. Основной замысел
Повести — как в этой действительности «должен
Биться энергичный, здоровый человек, ищущий
Дело по силам, ищущий простора своей
Энергии».
В повести
Создана целая галерея образов «хозяев
Жизни».
Вот
Анатолий Саввич Щуров, крупный торговец
Лесом,

один из воротил купеческого мира, о
Котором Маякин говорит: «Хитрый старый
Черт. Преподобная лиса. возведет очи в
Небеса, и лапу тебе за пазуху запустит да
Кошель-то и вытащит. Поостерегись!.»
Но и сам
Яков Маякин в хитрости никому не уступит.
Это своего рода идеолог купечества, «мозговой
Человек», как называли его купцы. Он
Обучает крестника Фому своей «философии»:
«Купец в государстве — первая сила, потому
Что с ним — миллионы!» Поэтому, говорит он,
Дворяне и чиновники должны посторониться и
Дать купцам простор для применения своих
Сил и вложения
капиталов. Анатолий Щуров —
Представитель старого, дикого,
Патриархального купечества. Он против
Новшеств, против машин, облегчающих жизнь,
Против свободы. «От свободы человек гибнет!»
— злобно пророчит он. Яков Маякин тоже
Представитель старого купечества, но он
Умеет приспосабливаться к любым условиям.
Его сын Тарас и зять Африкан Смолин
Продолжают дело отцов, придав ему
Европейский лоск, действуя более
Расчетливо, более трезво. Они рвутся к
Власти и стремятся преобразовать
Промышленность на европейский манер.
Но уже в
Старшем поколении, среди тех, кто основывал
Состояние, были люди, которые внутренне
Протестовали против порядков этого мира,
Хотя и не могли противиться складывавшимся
Экономическим отношениям. Таков Игнат
Гордеев — одаренный и умный человек из
Народа, жадный до жизни, «охваченный
Неукротимой страстью к работе», в прошлом
Водолив, а теперь богач — владелец трех
Пароходов и десятка барж. «Жизнь его не
Текла ровно, по прямому руслу, как у других
Людей, ему подобных, а то и дело, мятежно
Вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны
От наживы, главной цели существования».
Его сын
Фома не может идти по пути накопительства и
Стяжательства, инстинктивно тянется к
Красоте, не хочет и не умеет фальшивить.
Мир
Собственнических отношений для него «тюрьма»:
«.Душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве
Так живут? Душа у меня болит! И оттого болит,
Что — не мирится!» «Не жизнь вы сделали —
Тюрьму. Не порядок вы устроили — цепи на
Человека выковали. — говорит Фома купцам.
— Душно, тесно, повернуться негде живой
Душе. Погибает человек!. Вы не жизнь
Строите — вы помойную яму сделали! Грязищу
И духоту развели вы делами своими. Вы
Испортили жизнь! Вы все стеснили. от вас
Удушье. от вас!»
Фома — «здоровый
Человек, который хочет свободы жизни,
Которому тесно в рамках современности». Он
Упорно «выламывается» из мира хозяев, и в
Этом Горький видит показатель
Неустойчивости современной жизни,
Показатель того, что настанет время ее
Изменить. Фома не понимает до конца
Устройства жизни, не знает путей и методов
Ее изменения, далек от передовой
Интеллигенции и народа, не находит с ними
Общего языка, хотя в душе тянется к ним. Он
Много думает над жизнью, но у него нет тяги к
Знаниям и книге («.пусть голодные учатся,
Мне не надо.»), общество умных и
Образованных людей отпугивает Фому.
Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир
Собственности, который Фома отвергает,
Купеческий уклад жизни наложили на него
Свою печать; он рано познал «снисходительную
Жалость сытого к голодному». В конце
Повести Фома повержен и унижен; маякин-ский
Мир торжествует победу над бунтарем. Победу
Над слабым и запутавшимся человеком, но не
Над читателем, перед которым Алексей
Максимович Горький раскрыл всю
Неприглядность царства щуровых и маякиных.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: ФОМА ГОРДЕЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ