В чем “правда” и “свобода” персонажей В пьесе “На дне”


Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности.
В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения.
Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные.
В пьесе “На дне” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса “На дне” – это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.
Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы “На дне”. Первое, что бросается в глаза, – это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений (“Дура ты, На-стька.”). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене (“Заныла”). Считается, что главное слово в пьесе – правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как


бы в двух измерениях. С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда “дна”, и с другой – правда, которую они хотели бы видеть. Это правда “вымышленная”. И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
“Квашня. Чтобы я, – говорю, – свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала – нет! Да будь он хоть принц американский, – не подумаю замуж за него идти.
Клещ. Врешь!
Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь! Обвенчаешься с Абрамкой.
Квашня. Козел ты рыжий! Туда же – врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?”
Клещ. Велика барыня!. А с Абрамкой ты обвенчаешься. только того и ждешь.
Квашня. Конечно! Если бы. как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти.
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело.
Квашня. А-а! Не терпишь правды!”
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.
“Клещ. Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет. силы нет! Вот – правда! Пристанища. пристанища нету! Издыхать надо. вот она, правда! Дьявол! На. на что мне она – правда? Дай вздохнуть. вздохнуть дай! Чем я виноват?. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя. вот она правда!. Говорите тут – правда! Ты, старик, утешаешь всех. Я тебе скажу. ненавижу я всех! И эту правду. будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!”
Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического бу-дущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Compound-shortened word.
Сейчас вы читаете: В чем “правда” и “свобода” персонажей В пьесе “На дне”