В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне»

Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности.
В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения.
Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.
В пьесе «На дне» Горький показывает уже совершенно другой тип людей — людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки.

Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.
Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы «На дне». Первое, что бросается в глаза, — это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, На-стька.»). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового
слова умирающей жене («Заныла»). Считается, что главное слово в пьесе — правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны — правда их будничной повседневной жизни, правда «дна», и с другой — правда, которую они хотели бы видеть. Это правда «вымышленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
«Квашня. Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он хоть принц американский, — не подумаю замуж за него идти.
Клещ. Врешь!
Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь! Обвенчаешься с Абрамкой.
Квашня. Козел ты рыжий! Туда же — врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?»
Клещ. Велика барыня!. А с Абрамкой ты обвенчаешься. только того и ждешь.
Квашня. Конечно! Если бы. как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти.
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело.
Квашня. А-а! Не терпишь правды!»
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.
«Клещ. Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет. силы нет! Вот — правда! Пристанища. пристанища нету! Издыхать надо. вот она, правда! Дьявол! На. на что мне она — правда? Дай вздохнуть. вздохнуть дай! Чем я виноват?. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя. вот она правда!. Говорите тут — правда! Ты, старик, утешаешь всех. Я тебе скажу. ненавижу я всех! И эту правду. будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»
Конфликт правд — это конфликт реального настоящего и гипотетического бу-дущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне»